Россия не рассматривает Монголию как сырьевой придаток
Эксперты оценили, что помогает и что мешает России и Монголии развивать экономическое сотрудничество.
Владимир Путин находится с официальным визитом в Монголии по приглашению президента этой страны Ухнаагийна Хурэлсуха для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 85-летию совместной победы советских и монгольских вооруженных сил над японскими милитаристами на реке Халхин-Гол. Как уточнили в пресс-службе Кремля, в ходе переговоров главы государств обсудят «перспективы дальнейшего развития российско-монгольских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства, проведут обмен мнениями по актуальным международным и региональным проблемам». Также запланировано подписание ряда двусторонних документов.
В центре внимания поездки будет и задача укрепления торгово-экономического сотрудничества двух стран. В 2022 году товарооборот между ними достиг рекордных $2,6 млрд. В 2023 году стороны рассчитывали выйти уже на $3 млрд (обновленной статистики пока нет).
Между тем, как следует из нового доклада ПИР-Центра «Монголия как новый центр борьбы за ресурсы: Перспективы российско-монгольского сотрудничества в области атомной энергетики, освоения и добычи полезных ископаемых», сотрудничество Москвы и Улан-Батора в ряде сфер могло бы быть куда более интенсивным.
Авторы доклада — научный сотрудник ПИР-Центра Роман Калинин и главный специалист управления геологии и разработки Иркутской нефтяной компании Арслан Хатмуллин.
Горнодобывающая отрасль является основным сектором экономики Монголии, вклад которого составляет 72% в промышленном производстве, 87% в экспорте, 75% в прямых иностранных инвестициях и 25% в общем внутреннем валовом продукте. Общие запасы редких и редкоземельных элементов (РЗЭ) оцениваются примерно в 3,1 млн тонн. За освоение месторождений Монголии конкурируют Китай, Россия, страны ЕС, США, Япония и Южная Корея.
Несмотря на то, что Монголия является крупным центром добычи ресурсов, она, как отмечается в докладе, сталкивается с нехваткой энергии как для развития горнодобывающего сектора, так и для других крупных проектов. Россия, по оценке авторов исследования, могла бы обеспечить решение проблем в энергетическом секторе Монголии единолично. Актуальным энергетическим проектом в рамках российско-монгольских отношений является строительство экономичных маломощных атомных электростанций (АСММ). В конце июля госкорпорация «Росатом» получила подтверждение от «Монатома» о готовности выполнить положения «дорожной карты» по АСММ, подписанной 24 марта этого года. Монголия также заинтересована в том, чтобы стать транзитной страной на пути энергоносителей из РФ в Китай.
«Однако Монголия не рассматривает в качестве контрагентов исключительно российские или китайские компании и стремится укрепить энергетическую безопасность за счет привлечения инвестиций в энергетический сектор из других стран,— отмечают авторы.— Страна, зажатая между великими державами Россией и Китаем, стремится реализовать стратегию "третьего соседа" — пула экономических партнеров, не имеющих границ с ней. В свою очередь, в условиях нарушения глобальных цепочек поставок крупные западные игроки стали обращать свой взор на Монголию с ее огромными запасами ресурсов. За них разворачивается настоящая геополитическая борьба».
Несмотря на общность границ, истории и культуры, после распада СССР и Россия, как сказано далее в обзоре, утратила статус привилегированного партнера и ориентира развития для Монголии.
«Современное поколение монголов гораздо меньше интересуется Россией и рассматривает в качестве примера скорее страны ЕС, США, Южную Корею, Японию. России важно не пассивно наблюдать за дрейфом Монголии, а действовать с учетом геополитических аспектов сегодняшних реалий»,— считают авторы.
Хотя с точки зрения наличия сырья Монголия является перспективным партнером по исследованиям и добыче редкоземельных элементов, лития, меди, урана и угля, с политической точки зрения для реализации масштабных проектов, как сказано в докладе, есть риски. Так, привлечение инвестиций в добывающую отрасль страны осложнено отсутствием необходимой инфраструктуры и запаса энергетических мощностей для извлечения РЗЭ. Законодательство Монголии, по мнению экспертов, требует существенной разработки в части защиты инвесторов, а сам процесс реализации больших проектов по добыче РЗЭ — дебюрократизации.
Германия, Франция, США и Южная Корея, как следует из доклада, уже активно предлагают Монголии свои модели усовершенствования ее законодательной базы, тем самым закладывая фундамент для оттеснения России и Китая с монгольского рынка. Препятствием же на пути к плодотворному сотрудничеству России и Монголии служат, по мнению экспертов, не только внешние, но и внутренние факторы.
«На сегодняшний день монгольскому сюжету уделено недостаточное внимание как в научном сообществе, так и в общественно-политической жизни России. Недостаток культурного и туристического потока из Монголии в Россию привел к тому, что молодое население Монголии не знает русского языка, а политики видят в качестве ориентира повторение южнокорейского экономического чуда с помощью западных партнеров»,— отмечают авторы исследования.
Экономическое сотрудничество России и Монголии в таких важнейших областях, как энергетика, развивается, как констатируют они, «низкими темпами и без должных инвестиций».
В стране долгое время отсутствовали постоянные представительства российских государственных или крупных частных компаний, за исключением появившихся там в период СССР. «Хотя положительные примеры есть. В июле 2024 года "Росатом" открыл свою дочернюю компанию в Монголии, представитель госкорпорации уже приступил к работе в стране. Этот шаг должен продемонстрировать пример другим российским корпорациям», — надеются эксперты.
Между тем, «несомненным преимуществом» России перед западными игроками, по их мнению, является то, что «Россия не рассматривает Монголию как сырьевой придаток». «Россия видит в Монголии равноправного партнера и может удовлетворить потребности Монголии в области диверсификации энергоресурсов и развитии альтернативных источников энергии, таких как АЭС, в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом». В свою очередь, Монголия может привлечь российские инвестиции и научный потенциал для дальнейшего изучения и добычи запасов РЗЭ и других ценных для промышленности элементов. При этом отношения между странами, учитывая близость границ и истории, не ограничены сугубо энергетической сферой»,— уточняется в документе. Его авторы считают крайне важным «донести до монгольской стороны, что партнерство с Россией благоприятно сказывается на экономике, способствует поддержанию энергетики, развитию транспортной инфраструктуры и увеличению торгово-экономического обмена».
Этим, видимо, среди прочего и займется во вторник российская делегация под руководством Владимира Путина.
Фото: freepik
Источник: kommersant
В сюжете: РоссияМонголиямеждународное сотрудничествомеждународные отношения