Аграрий, дипломат, политик, патриот: Памяти Владимира Саганова
Прошло четверть века как не стало Владимира Бизьяевича Саганова — одного из тех, кто создавал экономику советской Бурятии и пытался восстановить ее в годы разрушительных реформ.
Автор никогда не принадлежал к ближнему кругу его друзей, земляков и знакомых, тем не менее в январе 2006 года на заседании оргкомитета в связи с предстоящим его 70-летием выступить с основным докладом попросили меня. Причиной тому стали сложные отношения юбиляра с руководством республики и на этом фоне никто из присутствующих не рисковал проявлять своей близости к опальному политику.
Однако после такого решения ко мне приехал один из советников главы республики и попросил показать текст доклада, который сегодня лежит перед вами. В дальнейшем ситуация с торжественным собранием, посвященным юбилею Саганова, резко изменилась. Уже в зале я увидел в программе, что первый доклад будет делать президент республики, а мое выступление ушло далеко назад. При таком отношении мне пришлось демонстративно уйти из зала и только сегодня и в связи с упомянутыми датами предлагаю тот текст с некоторыми изменениями и сокращением для газетной публикации...
«Как известно, об ушедших говорят либо только хорошее или ничего. Я бы выбрал третье, попытаться рассказать о его жизненном пути через призму событий конца прошлого века, которые решающим образом сказались на судьбе Саганова и его поколения.
Хозяйственную и политическую деятельность Владимира Бизьяевича Саганова условно можно разделить на три отрезка. Начало — это советский период становления руководителя аграрного комплекса республики, второй период связан с его командировкой на дипломатическую работу в Северную Корею, а третий протекал в сложное время реформ нашего государства в конце минувшего века.
Это не осталось незамеченным. Вот он уже главный ветеринарный врач, затем директор совхоза. В 1967 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный ветеринарный врач Бурятской АССР» и бюро обкома КПСС назначает его председателем Тункинского райисполкома. В 1969 г. выдвинут на должность заместителя министра сельского хозяйства республики и в 34 года — уже министр.
Именно тогда колхозы и совхозы республики приступили к переходу на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, все большее значение в становлении нового механизма хозяйствования приобретает развитие арендных отношений, применение систем материального стимулирования труда. И как оценка его заслуг в 1972 г. Саганов назначен первым заместителем председателя Совета Министров республики — курирующим аграрный комплекс и другие ключевые отрасли республики. А вскоре ЦК КПСС направляет его в аспирантуру Академии общественных наук.
Его действия просты как жизнь. С переходом на аренду работник становился полноправным владельцем средств производства и результатов своего труда. Арендные коллективы за короткий срок добились существенного прироста продукции сельского хозяйства. Безусловно, такие новации приживались непросто. Слишком и сегодня велика инерция получения бюджетных средств.
В марте 1977 г. он отзывается из академии и назначается председателем Совета Министров Бурятской АССР. За плечами большой жизненный опыт, теоретические знания. Он умел решать сложные хозяйственные вопросы республики в московских кабинетах. Ему принадлежит авторство афоризма: «Если тебя выгоняют из кабинета начальства в дверь, то ты лезешь в окно, за тобой — судьбы людей». Как всякий талантливый человек он был порою сложен, иногда конфликтен, противоречив и неоднозначен. Может не хватало ему знаний аппаратной партийной работы, когда не всегда прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками. Он по характеру и интеллекту в достижении своих целей мог смело пойти на обострение, вплоть до первого секретаря обкома А.М.Белякова.
В этот период, в самом расцвете сил, опыта и знаний, областной комитет партии рекомендует МИДу направить В.Б.Саганова на дипломатическую работу в Северную Корею. Можно только догадываться, почему в высоких кабинетах посчитали, что корейские братья так нуждаются в его советах, а туркменские дехкане не могут обойтись без председателя Марыйского облисполкома Туркмении Л.В.Потапова. Легче всего сослаться на известную поговорку «не пророк в своем Отечестве», а более всего на определенные личные качества партийного руководителя Бурятии того времени.
Тем не менее республика вместе со всей страной, как провозгласил М.С.Горбачев, вступила в полосу гласности и ускорения, кадровых реформ. Эти «волны» в конечном итоге смыли и многих архитекторов перестройки. В 1989 г. на открытом партийном собрании Бурятского филиала СО АН СССР в выступлениях М.В.Мохосоева и других коммунистов был поставлен вопрос о недоверии руководству областного комитета КПСС. А вскоре А.М.Беляков, по иронии судьбы, вслед за другими посланцами республики, и сегодня «топчущих московский асфальт», стал в столице заведующим отделом ЦК по работе с национальными регионами.
Уже нет великой страны, нет 6 статьи в Конституции, вокруг сплошная демократия — сбылись все мечты первого президента России, а страна по количеству безработных и бездомных детей достигла уровня 20-х годов прошлого века. Да, в магазинах есть все, свобода выступлений, вокруг воруют и убивают, ветераны брякают своими медалями об мусорный бак. Неужели это и есть конечная цель перестройки и «ельцинских демократов»...
А ведь можно было пойти путем нашего великого соседа, который, ничего не разрушая и не клеймя свое прошлое, благодаря партийному руководству накормил свой полуторамиллиардный народ, не допустил криминала и воровства и уверенно входит в число мировых экономических лидеров.
Эти рассуждения может не сов-сем отвечают теме юбилейного заседания. Однако именно на это время пришлась самая сложная часть жизни В.Б.Саганова. После того достопамятного партийного собрания произошли крупные изменения в руководстве республики. Там же был поставлен вопрос о возвращении на родину Л.В.Потапова и В.Б.Саганова из их почетных ссылок.
Нельзя сказать, что возвращение было встречено всеобщим ликованием. Административный ресурс был силен и в то время. Я помню, насколько сложна была ситуация в обкоме партии, где шли постоянные консультации с ЦК КПСС. В это же время в президиуме Бурятского филиала академии наук мы выдвигали В.Б.Саганова в народные депутаты РСФСР по северным регионам Бурятии. Его конкурентом был Ефим Басин — начальник Главбамстроя, имевший тогда неограниченные финансовые и материальные ресурсы, еще тогда обещавший построить дорогу Тазы-Уоян, мост через Селенгу и многое другое несбыточное и сегодня. В этих условиях выборы заведомо были обречены на провал. Однако еще хуже было бы вообще опустить руки.
Сегодня забыты многие детали того времени. Однако в памяти остались впечатления нервозности его, Саганова, поведения. Еще бы! После спокойного быта мидовского чиновника оказаться без работы, без определенных перспектив. Шла перестройка не только в обществе, но и в сознании. Можно представить жизненные коллизии в новых условиях тех людей, которые сформировались в условиях абсолютной партийной власти. Возможно, в это время и появился тот недуг, который сократил его жизненный путь.
Тем не менее Саганов избежал прямого удара ельцинского указа о закрытии обкомов, когда тысячи партийных работников, далеко не худшей части общества, оказались утром перед закрытыми дверями своих кабинетов. В это же время начались выборы первого состава народных депутатов республиканского парламента, формирование нового руководства Бурятии, и здесь не обошлось без конфликтов. Можно только посетовать, что «политика — грязное дело». Однако бесследно ничто не проходит.
В сухом остатке начала 90-х годов избрание В.Б.Саганова председателем Совета Министров республики, торжественная встреча Ельцина, когда он прилетел к нам из Кузбасса, где его забросали помидорами. Бурятия встретила главу государства небывалой жарой, концертом мастеров искусств, хлебом-солью и другими традициями своего гостеприимства. И как результат, был подготовлен указ о государственной поддержке экономики Бурятии, о решении назревших экологических проблем на Байкале, чуть позже такой же документ подписал Р.Хасбулатов — глава российского парламента. Тогда же была выделена квота на звания народных артистов России участникам концерта. И немалая заслуга В.Б.Саганова в этих документах, закрепивших новое государственное устройство Бурятии.
При немалом сопротивлении своего окружения он назначил своим заместителем Г.Н.Манжуева, который при полном отсутствии материальной базы с успехом организовал первые спортивные сельские игры в Петропавловке, а затем и в Закаменске, ставшие сегодня традиционными. В этот же период состоялся триумфальный последний визит Далай-ламы в Бурятию.
Изменение социального устройства государства серьезно перестроило сознание в обществе. Выборы перестали быть всеобщими и единогласными. Решающим фактором в них постепенно стали финансовые возможности кандидатов. Эти обстоятельства сыграли решающую роль в результатах выбора альтернативного депутата по его родному избирательному округу в Тунке.
Определенные радикальные круги спровоцировали его выдвижение на пост президента Бурятии и конкуренцию с нынешним руководителем республики. Так произошел последний надлом в его судьбе. Большие люди всегда на виду и потому так часто они под колпаком прессы. Это обратная сторона пословицы «что можно Юпитеру, то не положено быку». Поэтому они должны вырабатывать своего рода противоядие на малоприятные жизненные эпизоды. К сожалению, не все это умеют и расплачиваются своим здоровьем и душевным состоянием близких.
Уже семь лет нет его с нами. К сожалению, не все еще понимают, что главным фактором любого развития являются люди, у которых есть знания, опыт и ясная цель, ради которой он и живет. В бурятском народе есть пословица, которая в переводе звучит так: «К неординарным личностям люди относятся с корыстью, зато их любят боги и рано зовут на небеса». Поэтому один из его близких друзей Г.Н.Манжуев пишет в своих воспоминаниях: «Раздумывая о нем, я прихожу к убеждению, что болезнь у него возникла от нашего равнодушия, жестокости отдельных его земляков».
Помню жаркий май 1994 г., когда после выборов президента Бурятии ко мне на дачу в Тальцы приехал весь состав первого правительства республики во главе с В.Б.Сагановым, с ним были В.Агалов, А.Иванов, Г.Манжуев, А.Шевченко, С.Иванов и другие министры, которые в один день указом нового главы республики оказались безработными и не могли найти в городе другого места для откровенного разговора, чем моя недостроенная дача.
Мы тогда долго говорили о прошлом, настоящем и будущем республики, о перспективах трудоустройства. Время стирает те впечатления. Однако чаще всего тогда обсуждалась тема дружбы и взаимовыручки в сложных бытовых коллизиях, бережного отношения к людям при их жизни. К сожалению, по отношению к В.Б.Саганову мы это обещание не сдержали.
Поэтому свое выступление обращаю к тем, кто еще может подставить свое плечо нуждающимся в этом. И в заключение своих размышлений о судьбе юбиляра и его поколения я хотел бы просто вспомнить слова Булата Окуджавы:
«Давайте понимать друг друга
с полуслова.
Чтоб ошибившись раз,
не ошибиться снова.
Давайте жить во всем
друг другу потакая,
Тем более, что жизнь короткая такая».
Вместе с тем приношу извинения тем, кто не услышал здесь обо всех заслугах юбиляра. Об этом скажут другие. Я думаю, что о таком человеке нельзя рассказать стандартными словами и наверняка большинство присутствующих в зале согласятся со мной. Спасибо за внимание!».
После этого события прошло почти два десятилетия. Еще живы те, кто были свидетелями указанных событий. Могу только добавить, что в 2012 г. при избрании на заседании Народного Хурала нового главы республики В.В.Наговицына мне пришлось выступить и в числе других претензий к нему напомнить, что любая инаугурация на высокий пост должна прежде всего начинаться с благодарности своему предшественнику. Потом в кулуарах ко мне подошел Л.В.Потапов и просто сказал «спасибо», а я не стал напоминать ему о событиях мая 1994 г. К сожалению, как сказал один классик, «история часто повторяется, а мы не всегда извлекаем из этого необходимые уроки».