Записки Жукова и данные о потерях: рассекречены 200 документов о Халхин-Голе
Выставка "Россия и Монголия: плечом к плечу. Халхин-Гол" открылась в Музее истории Иркутска имени А.М. Сибирякова.
В 2024 году Россия и Монголия отмечают 85-летие победы на Халхин-Голе. К юбилейной дате в Иркутске прошло сразу несколько выставок, посвященных тем событиям, в их числе крайне интересная "Россия и Монголия: плечом к плечу. Халхин-Гол", которая открылась в Музее истории Иркутска имени А.М. Сибирякова. Здесь представлены документы (точнее, их копии) из Российского государственного военного архива, многие из которых - впервые, поскольку рассекречены лишь недавно.
Как рассказала куратор выставки Ирина Бондарь, Главный архивист отдела информации и публикации документов Государственного архива Иркутской области, идея документально отразить историю халхин-гольских событий родилась еще в прошлом году на заседаниях Российско-монгольской архивной комиссии.
В экспозиции представлены материалы госархивов Иркутской области и республики Бурятии, Российского государственного архива кинофотофонодокументов и музея истории Иркутска. Но костяком собрания стали, конечно, документы РГВА - в общей сложности около 200 единиц: оперативные сводки разведчиков, шифровки, приказы командования, списки личного состава, российско-японское коммюнике о перемирии. На выставке можно увидеть больше сотни.
- Мы постарались показать те документы, которые наиболее полно отражают ход военных действий, их ключевые вехи. Ну и поскольку выставка рассчитана на широкую аудиторию, то выбирали наиболее зрелищные материалы, в том числе карты, схемы, фотографии. Важным фактором стала и элементарная читаемость - документам все же более 80 лет. А со временем даже машинописные тексты расплываются. И хотя все они прошли обработку в различных графических редакторах, остались бумаги, которые сложно понять. Однако то, что не вошло на стенды, мы включили в электронную версию выставки - попасть на нее можно через куар-код на аншлаге экспозиции, - поясняет Ирина Бондарь.
Рассекреченная докладная
Открывает выставку рассекреченная докладная записка главного инструктора войск МВД Монгольской народной республики Подосенова о провокациях японцев и японо-баргут на границе Монголии в начале мая 1939 года. С них, собственно, и начались столкновения советско-монгольских войск с японской армией.
Японо-баргутами в советских документах называется монгольское племя барга, которое проживало на территории Манчжурии, захваченной Японией в 1930-х годах, и из представителей которого японцы формировали отдельные воинские - кавалерийские подразделения.
"11 мая в 4-5 часов японо-баргутское подразделение конницы до 200 человек вооруженных минометом и ручными пулеметами в сопровождении 2-х грузовых автомашин и 1 "ПИКАПА" нарушили границу МНР". "14 мая в 6 часов около 300 японо-баргутских всадников на участке 7-й заставы нарушили границу и выйдя на рубеж реки Халхингол заняли Дунгур-Обо (на левом берегу). "15 мая в 12 часов 45 минут 5 японских бомбардировщиков с высоты 700 метров бомбардировали 7-ю заставу, сброшено свыше 20 бомб. Одновременно с бомбардировкой вели интенсивный пулеметный огонь. Убит лекпом (фельдшер - прим. Ред.) отряда и 1 цирик. Ранено 19 цириков, обито 2 верблюда и 2 лошади". (орфография и пунктуация источника сохранены).
Документ датирован 16 мая. И следом - приказ командира 57-го особого корпуса комдива Н. В. Фекленко о боевых действиях от 17 мая. Советско-монгольские войска должны были сосредоточиться на направлениях Матат-Сомона и Тамцак-Булака и быть готовы разгромить и уничтожить противника в случае нового нарушения им границы МНР.
На этих же направлениях на полевых аэродромах размещаются три эскадрильи - И-16, СБ (АНТ-40) и ЛШ 100-й смешанной авиабригады. Остальные подразделения авиабригады, согласно приказу, должны были оставаться на постоянных аэродромах в полной боевой готовности. Эти самолеты вступят в воздушные бои уже 20-21 мая и советские летчики понесут серьезные потери.
- Для усиления авиационной группировки 29 июня на Халхин-Гол отправили группу из 42 летчиков-асов, многие из которых имели боевой опыт войны в Испании и Китае. Вероятно, кто-то из них запечатлен на фотографии, попавшей на выставку?
- Доподлинно утверждать этого нельзя - к сожалению, снимок не имел необходимой атрибуции. Но судя по гвардейским значкам, по офицерским лычкам - из того, что можно рассмотреть, на фото, как минимум, старшие лейтенанты и капитаны, - очень может быть, что это летчики из той самой группы, предполагает Ирина Бондарь.
Фотографии, конечно, представляют особый интерес: из них можно понять, как выглядела солдатская и офицерская форма советско-монгольской армии, оружие, танки, участвовавшие в боях на Халхин-Голе. А еще - увидеть рядом командующего Фронтовой группы командарма 2 ранга Григория Штерна и - на тот момент уже комкора - Георгия Жукова, командующего Первой армейской группы. Впоследствии Штерн был репрессирован, со всех публичных снимков его удаляли, а его роль в разгроме японских войск замалчивалась.
"Одну пулю оставить для себя"
Не менее любопытны и документы японской стороны в переводах того времени. Некоторые сегодня откровенно шокируют. Скажем, в инструкции, прилагающийся к приказу командующего 23 японской пехотной дивизии генерал-лейтенанта Комацубары (эта дивизия была главной действующей силой японских войск на Халхин-Голе) прямо говорится: "На случай безвыходной обстановки обязательно оставить для себя одну пулю, чтобы покончить жизнь самоубийством, но ни в коем случае не сдаваться в плен противнику". Японское командование не давало своим солдатам ни единого шанса уцелеть.
- По всей видимости, эти документы попали к советско-монгольским войскам при захвате опорных точек японской армии или с пленными. Подобные материалы - скажем, отрывки из дневника японского офицера - дают нам представление о том, как боевые действия выглядели в глазах противника. И как он представлял себе развитие событий.
С этой точки зрения очень интересна схема расположения частей дивизии Комацубары на 19 августа 1939 года. Мы знаем, что 20 августа началось советско-монгольское наступление, которое готовилось в режиме строжайшей секретности и глубокой дезинформации противника. Японцы полагали, что советско-монгольская сторона собирается всю зиму сидеть в окопах и обороняться. Исходя из этой информации, они строили планы наступления на 24 августа - и из схемы как раз можно понять, куда и как.
Неожиданное советско-монгольское наступление 20 августа настолько ошеломило японцев, что поначалу они не смогли оказать даже внятного сопротивления - первые полтора часа японская артиллерия не сделала ни одного выстрела, не взлетел ни один японский самолет, - комментирует Ирина Бондарь.
Реальные же замыслы командования советско-монгольских войск можно узнать из схем расположения частей 1 армейской группы примерно в те же даты: 20 и 24 августа 1939 года. Можно сравнить планы операций обеих сторон и его исполнение.
Наградные списки в подарок
Отдельное место на выставке занимают свидетельства очевидцев. Есть среди них и записи журналистских интервью более поздних лет, и рукописные воспоминания солдат. И черновик рукописи Георгия Жукова с авторскими правками - всего две странички, начало главы, посвященной конфликту на Халхин-Голе.
Как отмечают кураторы, мы никогда не составим полную картину тех событий, если не будем знать, как видели конфликт его непосредственные участники, люди, которые оказались внутри него.
- А вот списки личного состава, наградные списки - это наш подарок тем, кто интересуется историей своей семьи. Может кому-то повезет, и он в этих списках найдет своего родственника, узнает подразделение, в котором служил их дед, прадед и узнает, где хранятся документы с ним связанные, откуда их можно запросить, - отмечает Ирина Бондарь.
Организаторы выставки рассчитывают, что она будет интересна и специалистам, и любителям истории, и надеются, что на эту выставку отправятся школьные экскурсии - слишком долго события на Халхин-Голе оставались "неизвестной войной".