Приветствуя Путина, Монголия поставила свои интересы выше конфликта России с Украиной
Монголия считает, что прием российского лидера соответствует ее национальным интересам, в том числе необходимости удовлетворения растущего спроса Монголии на энергоносители.
В этом году исполняется 85 лет битве на Халхин-Голе, которая стала краеугольным камнем отношений Монголии и России. В сражениях в 1939 году советские и монгольские войска объединили усилия, чтобы отразить японское наступление.
В знак признания исторической и дипломатической значимости годовщины президент России Владимир Путин 3 сентября совершил официальный визит в Монголию. Визит вызвал большой резонанс, пишет в журнале Diplomat обозреватель Болор Лхааджав.
Как и ожидалось, Улан-Батор ставит национальные интересы выше принятия какой-либо стороны в конфликте России с Украиной. 3 сентября президент Путин прибыл в Улан-Батор по приглашению президента Монголии Хурэлсуха Ухнаагийна.
Битва на Халхин-Голе была вооруженным столкновением с Квантунской армией императорской Японии в 1939 году, всего за пару месяцев до того, как Европа вступила в войну с нацистской Германией.
Но к 1939 году сосед Монголии, Китай, уже два года находился в состоянии войны с императорской Японией, котрая оккупировала территории Китая через марионеточноегосударство, созданное на северо-востоке Китая, тогда известное как Маньчжоу-Го. Действия Японии еще больше угрожали суверенитету Монголии.
Зажатая между Россией и Китаем, Монголия должна была действовать, и она сделала это, создав совместные вооруженные силы с Россией, чтобы помешать экспансии императорской Японии на самую северо-восточную оконечность Монголии в районе Халхин-Гола. Для Монголии этот конфликт был решающей битвой за защиту ее границ от иностранного вторжения.
В военной истории даже самые незначительные сражения могут играть важную роль в формировании фундамента для партнерств и союзов. Хотя за рубежом это малоизвестно, для Монголии и России битва на Халхин-Голе была и остается важным элементом их партнерства.
Представитель Госдепартамента США Мэтт Миллер заявил журналистам на пресс-конференции 3 сентября:
«Мы прекрасно понимаем, в каком сложном положении находится Монголия. Это гораздо меньшая страна между двумя соседями. Мы намерены продолжать поддерживать Монголию, но мы считаем важным, чтобы они соблюдали свои международные обязательства».
Однако для Улан-Батора празднование битвы на Халхин-Голе уже давно является частью традиционной партнерской дипломатии, которую Монголия поддерживает с двумя своими соседями, Россией и Китаем. Несмотря на смену администраций и руководства, битва на Халхин-Голе является частью истории Монголии и еще более значимой для связей Монголии и России. Такие годовщины, хотя и отмечаются последовательно, также являются временем для Улан-Батора и Москвы оценить свои двусторонние связи.
В предыдущий раз президент Путин посещал Монголию в 2019 году, чтобы отметить 80-ю годовщину битвы на Халхин-Голе. Во время своего визита тогдашний президент Монголии Баттулга Халтмаа и Путин повысили двустороннее стратегическое партнерство 2005 года до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства. Два года спустя, в 2021 году, Монголия и Россия отметили 100-летие дипломатических отношений.
Однако с момента установления всеобъемлющего стратегического партнерства в 2019 году фокус Москвы сместился в сторону конфликта с Украиной. В то же время наблюдается прогресс в энергетических сделках Монголии и России, а также трехсторонних возможностях с Пекином. Таким образом, недавний визит Путина также демонстрирует оценку партнерства Улан-Батора и Москвы в реальном экономическом плане и текущей динамике.
В соответствии с многосторонней внешней политикой Улан-Батора, Монголия отказывается от участия в конкуренции сверхдержав и подходов жесткой силы. Монголия всегда будет ставить свои национальные интересы выше роли пешки в гораздо более крупном конфликте, который Улан-Батор не может решить.
Поэтому, несмотря на критику Западом визита президента Путина, Монголия посчитала, что прием российского лидера больше соответствует ее национальным интересам, включая необходимость удовлетворения растущего спроса Монголии на энергоносители. Монголия импортирует все свои нефтепродукты, и 95 процентов ГСМ поступает из России.
В ходе визита Путина в Монголию стороны подписали пять двусторонних соглашений о сотрудничестве в области горнодобывающей промышленности, нефтепереработки, энергетики, образования и здравоохранения.
Согласно пресс-релизу МИД Монголии , министр энергетики Чойилсурэн Баттогтох и министр энергетики России Сергей Цивилев подписали соглашение о «проекте расширения и реконструкции третьей электростанции Улан-Батора в Монголии». На практике реконструкция должна обеспечить растущее потребление энергии Улан-Батором. Электростанция обеспечивает почти треть поставок тепла в столицу Монголии; соглашение о сотрудничестве предусматривает расширение станции новым блоком мощностью 50 МВт, а также проведение исследований для строительства нового блока мощностью 250 МВт. Общая стоимость и сроки пока не определены.
Стороны также подписали соглашение о расширении поставок нефтепродуктов в Монголию. Соглашение о продолжении «плавных и стабильных поставок нефтепродуктов» из России в Монголию — по сути, освобождающее Монголию от ограничений Москвы на такой экспорт в 2023 году — подписали министр промышленности и федеральных минеральных ресурсов Монголии Туван Цэвэгдорж и Цивилёв.
Более того, Монголия и Россия подписали соглашение о поставках авиационного топлива для недавно созданного аэропорта и авиационной промышленности Монголии, поскольку Улан-Батор стремится стимулировать свою экономику, основанную на туризме.
Энергетическая безопасность Монголии является одной из самых острых проблем страны. Признавая необходимость диверсификации своих энергетических ресурсов, Улан-Батор планирует построить гидроэлектростанцию (ГЭС) на реке Эгийн-Гол, которая впадает в крупнейший приток Байкала - трансграничную реку Селенга в Монголии.
Исследование 2019 года показало, что «проект гидроэлектростанции (ГЭС) на реке Эгийн-Гол в 580 км выше по течению от озера Байкал, будет особенно отвечать пиковому сезонному спросу на электроэнергию в центральной части Монголии». Однако проект столкнулся с возражениями со стороны России из-за экологических проблем .
Имея в виду проект гидроэлектростанции Эгийн-Гол, министр окружающей среды и изменения климата Монголии Одонтуя Салдан и министр природных ресурсов и экологии России подписали соглашение о сотрудничестве в области защиты бассейна реки Селенга. По словам Монголии, соглашение является шагом к проведению совместной экологической оценки, которая проложит путь для гидроэлектростанции на реке Эгийн-Гол.
«Осознавая, что охрана озера Байкал и реки Селенга вносит важный вклад в состояние мировой окружающей среды, мы активизируем практическую реализацию долгосрочного диалога по вопросам рационального использования водных ресурсов, регулирования стока и создания возобновляемых источников энергии», — говорится в резюме соглашения, опубликованном МИД.
Решение экологических и климатических проблем гидроэлектростанции на реке Эгийн-Гол имеет решающее значение, поскольку Монголия стремится стать активным участником и сторонником глобальной борьбы с изменением климата. Благодаря недавним пяти соглашениям с правительством России Монголия надеется обеспечить свои энергетические потребности, соблюдая при этом международные стандарты в вопросах климата.
Визит Путина в Монголию подвергся критике со стороны многих членов международного сообщества. Однако в многопрофильной внешней политике Монголии наличие прочных дипломатических отношений с обоими соседями является основополагающим. Это не то, что может быть изменено из-за глобальной политики России или Китая.
Тот факт, что Монголия приветствовала президента Путина, является показателем независимой внешней политики Улан-Батора. Монголия видит свой национальный интерес в обеспечении энергетических потребностей Монголии, одновременно развивая альтернативную и зеленую энергетику с партнерами по всему миру.