Георгий Мадаев: «Безусловным приоритетом бюджета является обеспечение социальных обязательств перед гражданами»
Доклад министра финансов Республики Бурятия Мадаева Г.Э. «О проекте закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2025 года на плановый период 2026 и 2027 годов».
"Проект закона формировался в непростых геополитических и экономических условиях исходя из прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия, основных направлений бюджетной и налоговой политики.
Бюджетная политика Правительства Республики Бурятия на 2025-2027 годы сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего бюджетного цикла и ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета, безусловное исполнение приоритетных направлений, определенных Президентом РФ.
Основными приоритетами бюджета республики на 2025-2027 годы является социальная поддержка граждан и повышение качества жизни жителей республики, доступная медицинская помощь, финансовое обеспечение государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, обеспечение выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, осуществление дорожной деятельности, поддержка сельскохозяйственного производства и многое другое.
Основные характеристики проекта в 2025-2027 годах составляют:
- Доходы 105,7 млрд. рублей, 96,3 млрд. рублей, 79,6 млрд. рублей.
- Расходы 110,8 млрд. рублей, 96,3 млрд. рублей, 79,5 млрд. рублей.
- Дефицит бюджета 5,1 млрд. рублей, профицит бюджета на 2026-2027 по 64,2 млн. рублей.
- Условно утверждаемые расходы в 2026 году – 1,9 млрд. рублей, в 2027 году – 3,9 млрд. рублей.
На данном этапе планирования прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов в 25 году составляет 51,2 млрд. рублей, на 2026 год – 54,9 млрд. рублей, на 2027 год – 56,9 млрд. рублей.
Более подробно о налоговых и неналоговых доходах доложит заместитель министра экономики Ниндаков Арсалан Анатольевич.
Общий объем безвозмездных поступлений предусмотрен в 2025 году в размере 54,5 млрд. рублей, в 2026 году 41,4 млрд. рублей, в 2027 году 22,7 млрд. рублей и будет уточнен по итогам рассмотрения проекта федерального бюджета на 2025-2027 годы во втором чтении.
На данном этапе дотации предусмотрены в 2025 году на уровне 2024 года, в 2026 – 2027 годах в соответствии с утвержденными назначениями в бюджетном цикле 24-26 годов.
На этапе формирования проекта республиканского бюджета в проекте федерального бюджета на 2025-2027 годы целевые трансферты были предусмотрены в неполном объеме, в связи с чем в проекте республиканского бюджета финансовая помощь отражена согласно закону о федеральном бюджете на 2024-2026 годы и по действующим соглашениям, в том числе:
Субсидии из федерального бюджета предусмотрены на 2025 год в объеме 17,9 млрд. рублей, в 2026 году 15,3 млрд. рублей, в 2027 году 1,0 млрд. рублей;
Субвенции запланированы в 2025 году в объеме 3,3 млрд. рублей, в 2026 году 3,4 млрд. рублей, в 2027 году 1,3 млрд. рублей.
Иные межбюджетные трансферты запланированы на 2025 год в сумме 1,1 млрд. рублей, на 2026 год 1,1 млрд. рублей.
Работа по уточнению финансовой помощи из федерального бюджета продолжается. Объем безвозмездных поступлений будет доработан ко второму чтению. Так как, на данном этапе объем безвозмездных поступлений учтен в неполном объеме, то и расходы за счет средств федерального бюджета в разрезе государственных программ РБ учтены в неполном объеме. Это является основной причиной снижения расходов по сравнению с 2024 годом.
Общий объем расходов республиканского бюджета на 2025 год составляет 110,8 млрд. рублей, на 2026 год 96,3 млрд. рублей, на 2027 год – 79,5 млрд. рублей.
Бюджет сформирован в программной структуре расходов, предусмотрена реализация 26 государственных программ, с объемом финансирования в 2025 году 103,7 млрд. рублей, 2026 году 91,0 млрд. рублей, 2027 году 72,5 млрд. рублей, соответственно.
Бюджет сохраняет социальную направленность. Наибольший удельный вес в расходах бюджета по-прежнему занимают социальные расходы.
Безусловным приоритетом является обеспечение социальных обязательств перед гражданами. На реализацию ГП «Социальная поддержка граждан» предусмотрено в 2025 году 16,4 млрд. рублей, 2026 году – 15,9 млрд. рублей, 2027 году – 10,5 млрд. рублей, в том числе на социальное обслуживание населения предусмотрено – 2,1 млрд. рублей, на социальное обеспечение населения – 4,3 млрд. рублей (в т.ч. федеральные средства - 1,1 млрд. рублей), на охрану семьи и детства – 4,6 млрд. рублей (в т.ч. ФБ - 1,5 млрд. рублей).
В рамках Регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» будут продолжены следующие меры социальной поддержки:
- единовременные выплаты при рождении первого ребенка, а также региональный материнский капитал при рождении второго ребенка в объеме 838,8 млн. рублей (в т.ч. ФБ – 822,1 млн. рублей), на 2026 год – 938,8 млн. рублей (в т.ч. ФБ – 822,5 млн. рублей);
- ежемесячные выплаты, при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в объеме 396,8 млн. рублей (в т.ч. ФБ – 396,0 млн. рублей).
В рамках Регионального проекта «Реализация адресной социальной поддержки пожилых граждан» предусмотрена выплата региональной социальной доплаты к пенсии на 2025 год – 3,9 млрд. рублей (в том числе за счет ФБ 3,6 млрд. рублей), 2026 год – 3,4 млрд. рублей (в т.ч. ФБ – 3,2 млрд. рублей).
Законопроектом на финансовое обеспечение ГП РБ «Развитие здравоохранения» предусмотрено в 2025 году 18,7 млрд. рублей, в 2026 году – 8,6 млрд. рублей и в 2027 году – 8,4 млрд. рублей.
Запланированы средства на оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в 2025 году – 2,7 млрд. рублей, 2026 год – 2,7 млрд. рублей, на 2027 год – 2,4 млрд. рублей, совершенствование системы лекарственного обеспечения в 2025 году – 2,7 млрд. рублей, на 2026 год – 2,7 млрд. рублей, на 2027 год – 2,1 млрд. рублей), профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи в 2025 году – 645,3 млн. рублей, на 2026 год – 645,8 млн. рублей, на 2027 год 620,1 млн. рублей), кадровое обеспечение системы здравоохранения в 2025 году – 766,4 млн. рублей, на 2026 год – 765,4 млн. рублей, на 2027 год – 590,4 млн. рублей), оказание паллиативной помощи в 2025 году – 337,3 млн. рублей, в 2026-2027 годы – 337,3 млн. рублей, и другие направления.
В соответствии с федеральным законодательством сформированы расходы на уплату страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения 9,5 млрд. рублей, в 2026 году – 352,2 млн. рублей, на 2027 год – 1,7 млрд. рублей.
На реализацию ГП «Развитие образования и науки» направляется в 2025 году 26,0 млрд. рублей, в том числе за счет федеральных средств 2,3 млрд. рублей, 2026 год – 27,0 млрд. рублей, 2027 год – 23,5 млрд. рублей.
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на реализацию образовательных программ дошкольного образования в сумме 4,0 млрд. рублей, общего образования в сумме 17,8 млрд. рублей, в т.ч. ФБ – 2,1 млрд. рублей, дополнительного образования в сумме 0,7 млрд. рублей, программ среднего профессионального образования в сумме 2,8 млрд. рублей, в т.ч. ФБ – 108,3 млн. рублей, и профессионального обучения в сумме 109,1 млн. рублей.
На реализацию ГП «Культура Бурятии» направляется в 2025 году 3,2 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета 28,2 млн. рублей, 2026 год – 3,1 млрд. рублей, 2027 год – 3,0 млрд. рублей.
Предусмотрено предоставление государственным учреждениям, оказывающим услуги в сфере культуры (музеям, театрам, библиотекам и прочим) субсидий на выполнение государственного задания по оказанию услуг - обеспечена реализация мероприятий, направленных на сохранение культурного и исторического наследия республики, на образование в сфере культуры и искусства, на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров, и другие мероприятия.
На ГП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» заложено в 2025 году 1,8 млрд. рублей, в 2026 году – 1,7 млрд. рублей и в 2027 году – 1,7 млрд. рублей.
Приоритетами в области спорта и физической культуры являются создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни. Предусмотрены расходы на развитие массового спорта и спорта высших достижений, организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей.
На летний отдых детей направляется 150,3 млн. рублей. Расходы на обеспечение круглогодичного отдыха и оздоровления детей в санаторно-курортных организациях – 69,7 млн. рублей.
В рамках ГП «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства» в приоритетном порядке осуществляется финансирование Дорожного фонда. Формирование его регулируется федеральным законодательством, в соответствии с которым объем Дорожного фонда составил в 2025 году составил 12,5 млрд. рублей (в том числе за счет ФБ – 4,2 млрд рублей) с ростом на 2,0 млрд. рублей к 2024 году, 2026 – 13,5 млрд. рублей (в т.ч. ФБ – 5,7 млрд. рублей), 2027 – 6,5 млрд. рублей (за счет средств республиканского бюджета). Средства Дорожного фонда будут направлены на строительство, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог и мостов, в том числе в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»; на повышение уровня обустройства автодорог, проходящих по населенным пунктам; содержание автомобильных дорог; межбюджетные трансферты муниципальным образованиям на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Увеличение объема Дорожного фонда связано с увеличением прогноза поступления доходов, формирующих фонд.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг, стабильности выполнения общественно значимых маршрутов из республиканского бюджета продолжится государственная поддержка различных видов транспорта. В 2025 году продолжено предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям воздушного транспорта в сумме 107,4 млн. рублей (2024 год – 116,6 млн. рублей), субсидия на организацию перевозки пассажиров в поездах пригородного сообщения в сумме 100,5 млн. рублей (2024 год – 100,5 млн. рублей). Также предусмотрены иные межбюджетные трансферты на:
- приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования в сумме 143,3 млн. рублей;
- финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием и обслуживанием транспортных средств муниципальных предприятий, осуществляющих перевозку населения городским пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования в размере 404,0 млн. рублей.
На реализацию ГП «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ» направляется в 2025 году 2,3 млрд. рублей (в том числе за счет федеральных средств 532,6 млн. рублей), в 2026 году 1,5 млрд. рублей (в том числе за счет федеральных средств 519,2 млн. рублей), в 2027 году – 943,6 млн. рублей.
В рамках данной ГП предусмотрены расходы:
- по региональному проекту «Сохранение озера Байкал» 2025 год – 384,0 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 332,2 млн. рублей;
- на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на 2025 год в сумме 174,7 млн. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета 162,5 млн. рублей), на 2026 год – 198,9 млн. рублей, в том числе за счет средств ФБ – 186,9 млн. рублей;
- на реализацию первоочередных мероприятий по модернизации, капитальному ремонту и подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, за счет средств республиканского бюджета на 2025 год в сумме 150,0 млн. рублей, на 2026-2027 годы по 150.0 млн. рублей ежегодно;
- на субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение, за счет средств республиканского бюджета на 2025 год – 304,0 млн. рублей, на 2026-2027 годы по 318,7 млн. рублей ежегодно;
- на реализацию инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов на 2025 год в сумме 667,4 млн. рублей (2024 год – 330,7 млн. рублей);
На реализацию ГП «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий» направляется в 2025 году 1,5 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 427,3 млн. рублей, в 2026 году – 1 502,8 млн. рублей (в т.ч ФБ – 436,9 млн. рублей), в 2027 году – 1 066,8 млн. рублей (в т.ч ФБ – 1,3 млн. рублей).
На мероприятия по обеспечению технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса в 2025 году – 131,5 млн. рублей, на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в 2025 году – 493,2 млн. рублей, на создание условий для развития конкурентоспособности агропромышленного комплекса Республики Бурятия в 2025 году – 120,2 млн. рублей и другие меры поддержки.
На реализацию ГП «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» направляется в 2025 году 484,2 млн. рублей, в 2026 году – 74,7 млн. рублей, в 2027 году – 74,7 млн. рублей.
В целях поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотрены субсидии Гарантийному фонду Бурятия в объеме 90,5 млн. рублей (2024 год – 100,5 млн. рублей), расходы на финансовую и имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2025 году в сумме 253,6 млн. рублей, расходы на поддержку региональных программ развития промышленности в сумме 60,0 млн. рублей.
Значительные средства планируются на решение вопросов местного значения. Общий объем межбюджетных трансфертов в 25 году составляет 36,3 млрд. рублей (26 год – 33,7 млрд. рублей, 27 год – 30,5 млрд. рублей). Целевые трансферты учтены в структуре расходов соответствующих разделов функциональной структуры расходов, государственных программ. Распределение выравнивающих трансфертов обеспечено с учетом сохранения основных подходов к их распределению, установленных законом о межбюджетных отношениях.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются согласно Бюджетному кодексу и в соответствии с Методикой, утвержденной Законом Республики Бурятия «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия».
Расчетный объем дотации на 2025 год предусмотрен в размере 3 768,4 млн. рублей.
На 2026-2027 годы предусмотрены не распределенные объемы дотации в размере не более 20% общего объема указанных дотаций.
В целях стимулирования роста налоговых доходов муниципальных районов на 2025-2027 годы по согласованию с представительными органами муниципальных образований установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ бюджетам 12-ти районов.
Объем дотации, замещаемой допнормативом от НДФЛ, на 2025 год составил 456,9 млн. рублей (в 2024 году – 450,6 млн. рублей).
Субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов (городских округов) на содержание и обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципальных учреждений предоставляются в целях финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, в том числе на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на:
- заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда;
- коммунальные услуги.
Объем субсидии на 2025 год предусмотрен в размере 3 963,7 млн. рублей (2024 год – 3 963,7 млн. рублей).
Иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов (городских округов) на финансовое обеспечение социально значимых и первоочередных расходов местных бюджетов предоставляются в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов. В проекте республиканского бюджета на 2025-2027 годы средства в объеме 821,5 млн. рублей резервируются по ВР 870 «Резервные средства» в составе бюджетных ассигнований по Минфину РБ и в ходе исполнения бюджета по итогам рассмотрения параметров местных бюджетов будут распределяться между муниципальными образованиями в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства РБ от 21.06.2023 346.
Общий объем бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов на 2025 год предусмотрен на уровне 2024 года и составляет 1 320,6 млн. рублей, в том числе на дефицит бюджета 320,6 млн. рублей, на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов 1 000,0 млн. рублей.
На непрограммные расходы в проекте бюджета предусмотрено в 2025 году 7,1 млрд. рублей, в 2026 году – 5,3 млрд. рублей, в 2027 году – 7,0 млрд. рублей.
В целях выполнения майских 2012 года Указов Президента РФ в проекте предусмотрен резерв на повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в 2025 году сумме 1,9 млрд. рублей. Дополнительная потребность до уровня решений по росту фонда оплаты труда, принятых в 2025 году – 3,7 млрд. рублей, в 2026 году – 11,1 млрд. рублей, в 2027 году – 15,7 млрд. рублей.
Для оперативного принятия решений продолжена практика формирования Резервных фондов на финансирование непредвиденных расходов (на 2025 год – 774,5 млн. рублей), на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (на 2025 год - 36,4 млн. рублей), увеличение стоимости основных средств исполнительных органов государственной власти РБ и их подведомственных учреждений (на 2025 – 250,0 млн. рублей).
В целях обеспечения сбалансированности республиканского бюджета, выполнения принятых обязательств сохраняется дефицитное финансирование расходов бюджета.
Дефицит республиканского бюджета в 2025 году планируется в размере 10% от прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов или – 5,1 млрд. рублей (в том числе ИБК – 500,0 млн. рублей, СКК – 2960,2 млн. рублей), при ограничении по соглашению о реструктуризации бюджетных кредитов не более 10 %.
Для покрытия дефицита республиканского бюджета привлекаются кредиты кредитных организаций.
Объем государственного долга Республики Бурятия в 2025 году ожидается в объеме 44,0 млрд. рублей или 86,0% от объема налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.
Наибольшую долю в структуре ожидаемого государственного долга Республики Бурятия составят кредиты кредитных организаций – 52,0% или 22,9 млрд. рублей.
Бюджетные кредиты займут 48,0% или 21,1 млрд. рублей.
На данном этапе работа по формированию бюджета не завершена. Планируется уточнение объемов финансовой помощи из федерального бюджета.
Бюджет, который мы рассматриваем сегодня, сложный, формирование его осуществляется в условиях дальнейшего снижения финансовой гибкости бюджета. В этих условиях одной из важнейших задач является консолидация бюджета, как за счет доходов, в том числе путем привлечения средств из федерального бюджета, так и за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, повышения эффективности бюджетных расходов".
Фото: hural-buryatia.ru
Источник: hural-buryatia.ru
В сюжете: БурятияНародный Хуралбюджетдепутатыреспубликанский бюджет