Управление ФСБ по Республике Бурятия передало главе буддистов России документы, с которых снят гриф «секретно»
В дар Сангхе России гости преподнесли документы, касающиеся помощи буддийского духовенства во время войны в сборе средств на нужды фронта и помощь раненым, а также ряд документов, которые непосредственно связаны с образованием Иволгинского дацана.
6 мая в своей резиденции в Иволгинском дацане Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев принял делегацию УФСБ по Республике Бурятия. В дар Сангхе России гости преподнесли документы, касающиеся помощи буддийского духовенства во время войны в сборе средств на нужды фронта и помощь раненым, а также ряд документов, которые непосредственно связаны с образованием Иволгинского дацана и открытием первого храма в местности Средняя Иволга.
Гриф «секретно» снят с этих документов к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и 80-летию образования Иволгинского дацана. Среди интересных исторических свидетельств эпохи листовки на бурят-монгольской вертикальной письменности, с которыми ламы ездили по дальним аймакам и обращались к местным жителям с просьбой помочь фронту. А также высшие правительственные телеграммы, в одной из них, в частности, сказано:
«Правительственная телеграмма от 10.03.1945
Москва
Усть-Киран Кяхтинского аймака
Бурят-Монгольской АССР
Тасарунову Чагдуру
копия Бадмаеву Ц.
Прошу передать верующим Усть-Киранского с/совета, собравшим сто пять тысяч двадцать один рубль фонду обороны Союза ССР и пятнадцать тысяч триста тридцать два рубля на строительство танков,
мой привет и благодарность Красной Армии
И. Сталин»
Также из переданных документов стало известно, что на средства, внесенные жителями Усть-Кирана, построены танки «Советская Бурят-Монголия», которые были переданы генерал-майору танковых войск тов. Каткову.
Хамбо Лама прокомментировал этот факт так: «Усть-Киран - курортное место близ Кяхты, оно было престижным для поселения у кяхтинских купцов, занимавшихся торговлей чаем - богатейших людей своего времени. В Усть-Киране у них находились дачи. Здесь всегда жили люди, обладающие достатком, при этом патриотично настроенные и много лет защищающие границы Российской империи».
Целый альбом рассекреченных документов ещё требует детального изучения, сопоставления уже известных фактов, дат, имён лам. Но уже сейчас понятно, что привлечение для помощи духовенства было сильным шагом со стороны властей, ведь многие помнили подвижническую деятельность Пандито Хамбо Ламы Этигэлова во время Первой мировой войны и организованное им Общество помощи фронту. Вот и новое Общество помощи фронту опиралось на почтительное отношение к буддийскому духовенству у населения, опять же, согласно переданным документам, ламы проводили молебны, посещая которые, местные жители приносили с собой пожертвования для фронта в виде денежных средств, драгоценностей и продуктов для раненых, находящихся в госпиталях.
«Эта традиция всегда быть со своим народом и всесторонне поддерживать родину в минуты опасности - важная черта буддийских священнослужителей России. Как во время Первой мировой войны, как во время Великой Отечественной - так и сейчас, когда наша страна ведёт специальную военную операцию и борется с нацизмом», - особо отметил в своей ответной речи глава буддистов России.