В Калмыкии ученые разных стран обсудили возраст «Джангара»
Как сообщал портал ARD, в столице Калмыкии состоялся конгресс, посвященный фольклору монголоязычных народов.
Форум собрал ученых из Китая, Монголии, а также исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Горного Алтая, Дагестана, Кабардино-Балкарии и других регионов России.
Особое внимание в ходе этого большого форума было уделено героическому эпосу «Джангар», вдохновившему ни одно поколение ученых к исследовательской работе. Известно, что первым записал 10 песен эпоса от известного джангарчи Ээлян Овла и опубликовал первое монументальное издание калмыцкого эпоса «Джангар» студент Санкт-Петербургского университета, позднее ученый и общественный деятель, этнограф, просветитель, основоположник джангароведения, один из инициаторов строительства буддийского храма в Санкт-Петербурге, общественный деятель Калмыкии начала XX века Номто Очиров. Неоценимый вклад в развитие джангароведения внесли известные ученые Анатолий Кичиков, Эдвин Овалов, Николай Биткеев и другие.
Эпос «Джангар» занимает достойное место среди таких известных устных героических эпосов как «Гэсэр», «Манас» «Рамаяна», «Махабхарата». Он вместил важнейшие общечеловеческие ценности, исторический опыт народа, его мечту о прекрасной стране Бумбе, моральные устои народа. Богатыри «Джангара» ведут борьбу не против народов, а против темных потусторонних сил.
В Калмыкии в 1990 году проходили мероприятия, посвященные 550-летию «Джагара». Однако многие ученые считают, что этот эпос имеет тысячелетнюю историю. В частности, известный ученый, профессор Анатолий Кичиков утверждал, что «Джангар» был создан не менее 2-х тысяч лет назад. Об этом говорили, делились мнениями участники конференции, ученые разных стран. С докладами выступили профессор КГУ Петр Биткеев, академик из Монголии Лувсандорљ Болд и другие.
Бадма НАРМАЕВ, доцент Санкт – Петербургского университета:
– Конгресс в Элисте имеет большое значение. На нем шла речь не только о монголоязычном фольклоре, но и об эпосах народов Средней Азии, Тибета, Якутии, Тывы. Кроме «Джангара» у моголоязычных народов есть еще и «Гэсэр». Кстати, существует калмыцкая версия этого эпоса. Есть также запись «Гэсэра» на тодо бичиг у ойратов. Перед нами стоит задача сохранения «Гэсэра», как энциклопедии народной жизни. Только взаимное сотрудничество, сравнительное исследование эпосов всех народов поможет нам сохранить их для последующих поколений.
Болд ЛУВСАНДОРЖ, академик, Республика Монголия:
– Мы исследуем фольклор всех народов, проживающих на территории Монголии. Часто выезжаем в отдаленные села, встречаемся со знатоками фольклора, сказителями. Монгольское устное народное творчество вошло в сотни томов изданий. Однако следует отметить, что носителей фольклора становится все меньше, и наша задача – найти, сохранить и приумножить еще имеющееся у нас духовное и культурное наследие.Баир ДУГАРОВ, Улан Удэ, доктор филологических наук, профессор:
– Исчисление возраста эпоса – дело достаточно сложное. В Бурятии в 1989 году проводились исследования на тему времени создания эпоса «Гэсэр». В этой работе наряду с учеными принимали участие фольклористы, археологи, общественные организации. Общими усилиями мы пришли к выводу, что «Гэсэру» 1000 лет. Об этом мы заявили в ЮНЕСКО. По нашему примеру киргизские ученые провели исследования по поводу времени рождения «Манаса».Думаю, что возраст эпоса «Джангар» тоже не менее 1000 лет. Жизнеописания богатырей свидетельствуют о самых древних традициях народа. Поэтому считаю, что исчисление времени создания эпоса должно стать делом чести ученых-эпосоведов монголоязычных стран.