"Тангейзер" важнее тарифов на ЖКХ
Чрезмерная радикализация региональной повестки накануне выборов может привести к росту раздражения и отказу от участия в выборах умеренных избирателей. Умеренный, избегающий крайностей избиратель, который в обычных избирательных кампаниях обеспечивает явку и результат, остается дома
Читателям федеральных СМИ может показаться, что скандал вокруг новосибирской оперы «Тангейзер» уже позади. Шум действительно поутих, но в самом регионе политические события, вызванные громкой дискуссией о допустимом и недопустимом в искусстве, только начинаются. Последствия довольно необычные: православные активисты оказались расколоты, «Единая Россия» находится под огнем критики консерваторов, а влиятельные интеллигенты обиделись на власть. Новосибирский кейс стал демонстрацией того, как опасно власти заигрывать с радикалами.
Православные радикалы против «Единой России»
Уже после того, как основная информационная волна вокруг «Тангейзера» схлынула, в группах в социальных сетях, где происходит коммуникация между противниками оперы «Тангейзер» стали появляться публикации, направленные уже не против оперы, а против лиц, аффилированных с властью, но при этом не разделяющих радикальную позицию противников постановки.
К примеру, в конце апреля на сайте «Русское поле», где постоянно публиковали свои очерки критики «Тангейзера», появилась заметка с критикой заместителя руководителя исполкома ОНФ Натальи Костенко. Как следует из текста, радикальный православный активист Иван Квасницкий потребовал от Костенко вмешаться в деятельность независимого бердского издания «Курьер-Среда», так как, по его мнению, газета недостаточно уважает чувства верующих и ведет «подрывную деятельность», публикуя излишнее количество новостей об установке поклонного креста в Бердске. Получив отказ ввести цензуру со стороны ОНФ в СМИ, Квасницкий раскритиковал такую реакцию и обвинил ОНФ в том, то тот не защищает права читателей.
Ранее противники оперы в Сети публиковали фотографии доверенного лица Владимира Путина Олега Табакова, выступавшего в поддержку «Тангейзера», с перевернутой пентаграммой на лбу (символ сатанизма) и подписью о том, что Табаков является другом сатанистов. Появлялись и публикации против губернатора Владимира Городецкого, которого обвинили в невмешательстве в судебное разбирательство (суд, напомним, оправдал режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина и признал его невиновным в оскорблении чувств верующих) и так далее.
Такой поворот выглядит несколько экзотично, учитывая, что единороссы и губернатор в большинстве своем выступали скорее на стороне радикально настроенных православных. Так, к примеру, на митинге противников оперы 29 марта присутствовали депутат Госдумы Николай Валуев (ЕР) и глава фракции ЕР в новосибирском заксобрании Андрей Панферов. Валуев тогда объявил о «полном понимании» со стороны губернатора.
Все эти события будут иметь влияние на ход предвыборной кампании в Новосибирской области. В сентябре там будут выбирать депутатов шестого созыва. Поддержка православных может сказаться на популярности кандидатов и партий. Скандал с «Тангейзером» обозначил возможный конфликт единороссов и радикально настроенных верующих.
«Разве «Единая Россия» опирается на традиционные ценности? – сказал православный активист Андрей Лобов Znak.com. – Валуева мы воспринимаем как Валуева, а не как единоросса. У нас «Единая Россия» – это Городецкий… Я не знаю, кто идет на выборы, кто участвует в кампании, но бренд «Единая Россия» в совокупности – это слишком много людей разного толка. Я могу давать оценки только персоналиям… Если у кого-то Владимир Путин отождествляется с людьми вроде Табакова. Мне жаль Владимира Путина, что у него такие доверенные лица». Как сказал Лобов, «если Владимир Путин решил сделать содомита Табакова своим доверенным лицом, значит, он рассчитывает на поддержку определенного круга». «Я доверяю лично Владимиру Путину, понимаю, что это безальтернативная фигура, но критикую его команду…. Присутствие в его команде таких людей, как Городецкий, действует против него», – заявил Лобов.
Впрочем, куда более серьезной проблемой для власти может оказаться то, что из-за «Тангейзера» от единороссов отвернутся влиятельные интеллигенты. Как говорит обозреватель независимого издания «Тайга.инфо» Алексей Мазур, в Новосибирске интеллигенция куда серьезнее влияет на результаты выборов, чем РПЦ. «”Своей” партии у нашей интеллигенции нет, но она оказывает существенное влияние на общественное мнение. Сейчас, к примеру, ее отход от Локотя (мэр Новосибирска, коммунист Анатолий Локоть впервые в истории города в 2015 году запретил традиционное шуточное мероприятие, первомайскую «Монстрацию». — Прим. ред.) может негативно сказаться на КПРФ. «Единая Россия» старается опираться на традиционные структуры: РПЦ, профсоюзы, союзы общественников, но большинство этих общественников мало известно публике. Что касается популярной общественности, которая напрямую с партией не аффилирована, тут ЕР оказалась в сложной ситуации. Часть интеллигенции была для нее потеряна еще пять лет назад, причем это было серьезной ошибкой власти: в отличие от московских протестов 2011 года, лозунги, выдвигавшиеся на протестных митингах в Новосибирске, были принципиально выполнимыми. Новосибирская интеллигенция в этом плане более компромиссна и конструктивна, чем московская, но, увы, на ее диалоге с властью сказывается московская линия. Вот приезжает Бречалов из Москвы и говорит, что в Новосибирске действуют некие группы, задача которых дестабилизировать обстановку в регионе. А на практике они насильно выталкивают людей из поля переговоров и конструктивного диалога, причем эта линия, по моему мнению, идет из Москвы. Ни к чему хорошему это не приведет», – считает Мазур.
Конечным бенефициаром истории с «Тангейзером» может попробовать оказаться лидер регионального отделения «Справедливой России» Анатолий Кубанов. По словам этого источника (никак, впрочем, не подтвержденным), именно Кубанов был изначальным организатором скандала вокруг оперы, преследуя цель поссорить интеллигенцию, главу области и мэра Новосибирска, а также радикализировать политический дискурс, чтобы потом на выборах строить свою кампанию именно на защите интересов православных и консервативно настроенных избирателей.
«Потом в игру включились остальные стороны, подумав, что могут получить эти дивиденды. В итоге проиграли все и все оказались в сложной ситуации», – отмечает источник.
В результате курировать выборы в Новосибирское заксобрание в сентябре 2015 года будет лично секретарь президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов, пользующийся в партии репутацией хорошего переговорщика.
Собеседники издания в партии отмечают, что главная задача, которая ставится сейчас на федеральном уровне по линии ЕР – провести прозрачные праймериз, чтобы в список были включены действительно сильные кандидатуры, которые смогут помочь партии в непростой ситуации. Сама же кампания ЕР будет носить нерадикальный характер и должна ориентироваться на многочисленные встречи с избирателями в большей степени, чем на массированную рекламную кампанию.
Интеллигенция на распутье
Новосибирская интеллигенция традиционно сторонится активной политической жизни, но скандал с «Тангейзером» втянул театралов, музыкантов, литераторов в острую общественную дискуссию.
Руководитель Новосибирского драматического театра «Красный факел» Александр Кулябин (отец Тимофея Кулябина) отмечает, что для театральных кругов вообще нехарактерна радикальная политическая позиция.
«Флагманы нашего театрального движения – тот же Табаков, Марк Захаров, Владимир Урин – мягкие и вдумчивые люди. Вообще, театры в России никогда не были в авангарде революций, наше дело – служить Отечеству и народу, народу всех конфессий и партий. Наш лозунг – театр для всех. Мы всегда старались взаимодействовать с властью, у нас всегда были взаимные мягкие и логичные подходы, что с Виктором Толоконским (экс-губернатор Новосибирской области, сейчас – губернатор Красноярского края), что с Городецким, что с мэрией. У нас нет никакого конфликта с властями, более того, в Новосибирской области нет жанра острополитического театра, который есть в Москве, и не думаю, что он возникнет», – отмечает Кулябин.
В администрации президента РФ попытались инициировать диалог с руководителями ведущих театров. Собеседник издания, присутствовавший на встрече, отметил, что представители театрального сообщества высказали руководству администрации свое возмущение скандалом с «Тангейзером» и радикализацией ситуации.
Ход новосибирской истории вызвал критику даже у другого представителя радикально-традиционалистского крыла, единоросса из Санкт-Петербурга Виталия Милонова.
«В любом случае, когда в том или ином театре ставится неоднозначное, спорное, либо провокационное художественное произведение, оно нуждается, безусловно, в некой публичной цензуре, обсуждении, одобрении художественной общественности. Художники должны находить допустимый компромисс, но само гражданское общество обязано также с уважением и почтением относиться к правам художников и творческой интеллигенции, которая постоянно находится в художественном поиске и осмыслении произведений. Но при этом недопустимо проявление экстремизма с любой стороны диалога, что происходит в настоящее время между художественной и гражданской общественностью в известном регионе», – сказал Милонов Znak.com.
«Игры власти с радикалами всегда заканчиваются плохо для власти»
Заигрывание с радикалами редко заканчивается для власти хорошо, отмечают эксперты.
«Любые игры с радикалами, причем неважно с какой стороны, заканчиваются тем, что игрок сам становится их жертвой, – говорит политолог Глеб Кузнецов. – То, что для одних является элементом политической игры, частью электорального процесса, для них является жизнью и основой бытия. Поэтому, когда ты прекращаешь игру, они чувствуют себя оскорбленными, обиженными и преданными, а также начинают ненавидеть тебя сильнее, чем своих оппонентов, потому что оппонент – это просто враг, а ты – еще и предатель. Мы можем увидеть схожий процесс не только на примере православных радикалов и оперы «Тангейзер», но и по ситуации с Украиной, когда наши московские радикалы открыто проклинают любую миротворческую инициативу и обвиняют Путина в предательстве русского народа. Игра с радикалами всегда ведет к раскачиванию ситуации и превращению отдельно взятого региона в непредсказуемый и сложно управляемый», – считает политолог Глеб Кузнецов.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев отмечает, что игра с электоратом в условно-популярные идеи, которые поддерживает большинство – например, возвращение смертной казни – очень опасна, потому что, когда делается ставка на радикалов, они в итоге начинают переходить все грани.
«Когда делается ставка на радикалов, когда они становятся авангардом, в итоге начинает работать теория медианного избирателя. Она заключается в том, что большинство избирателей – умеренные люди, которые не любят крайностей и инстинктивно их избегают. Такая схема работает, когда все остается на уровне слов, но радикалы сразу переходят к делу и начинают вмешиваться в частную жизнь людей, и тогда перебор с радикализмом начинает играть против самих инициаторов. Это как со специями: они добавляют вкуса еде, но перебор с ними делает блюдо несъедобным. Более того, мало кто из избирателей знает точно, в чем заключается сюжет «Тангейзера», но попытки объяснить людям, что «Тангейзер» важнее тарифов ЖКХ, обречены на провал. Кроме того, радикалов тяжело контролировать, потому то у них быстро создается ощущение, что они в фаворе, а избиратель в это время начинает раздражаться происходящим – никто не любит, когда лезут в частную жизнь людей, а радикалы любят это делать», – сказал Кынев.
«Чрезмерная радикализация региональной повестки накануне выборов может привести к росту раздражения и отказу от участия в выборах умеренных избирателей. Умеренный, избегающий крайностей избиратель, который в обычных избирательных кампаниях обеспечивает явку и результат, остается дома.
При этом связанная с изменением повестки радикализация социально неадаптированной маргинальной части общества приводит к запросу на ультра-традиционалистов, популистов и откровенных клоунов. Традиционалисты и популисты тем или иным образом бьют по власти, что сказывается на электоральном результате связанных с ней кандидатов. Радикализация повестки ставит под сомнение авторитет власти. Вот что главное. Критики появляются не только со стороны "либеральной резервации", критики появляются со стороны групп, входящих в большинство. А это может оказаться заразно. Новосибирские выборы в этом отношении могут стать модельными. Эксперимент происходит на наших глазах», – отмечает глава Политической экспертной группы Константин Калачев.
Источник: по материалу Знак.ру
В сюжете: Тангейзер