Китай пророет в Таиланде крупнейший канал в Азии
Две страны договорились о грандиозном проекте строительства, сокращающем морские пути более чем на тысячу километров.
На днях стороны на встрече в Гуаньчжоу пришли к взаимопониманию о проекте канала через перешеек Кра в Таиланде, узкой части Малаккского полуострова. Строительство начнется уже в этом году. Проект входит в китайскую концепцию «Нового шелкового пути» через Россию в Европу и «Морского шелкового пути», связывающего Китай, Индию, Пакистан и страны Африки. Длина канала составит около ста километров, и сократит морские пути на 1200 километров.
Ожидается, что канал будет прорыт за 10 лет и его строительство обойдется в 28 млрд. долларов. Китайские экономисты уже подсчитывают ожидаемые прибыли, поскольку КНР импортирует большие объемы сырья из стран Персидского залива и с Африканского континента.
Скажем, 80% нефти поступает в Китай из этих регионов, и суда часто оказываются под угрозой нападения пиратов в Малаккском проливе.
Лян Юньсян, профессор Школы международных исследований Пекинского университета сообщил - меморандум о взаимопонимании предполагает, что Китай будет основным инвестором строительства канала, который имеет важное политическое и стратегическое значение.
Профессор сказал, что проект будет способствовать укреплению сотрудничества Китая с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), зоны свободной торговли Азии, сократит время судов в пути, затраты на горючее, будет стимулировать развитие портов в Гонконге и материке.
Однако, по мнению господина Юньсяна существуют политические риски проекта, так как он зависит от дипломатического климата стран в Юго-Восточной Азии и отношений США, Китая и Таиланда.
Военный аналитик из Макао Хуан Дун отметил, что канал также ускорит способность Военно-морских сил Китая реагировать на международные инциденты. Скажем, ВМС КНР недавно эвакуировали граждан разных стран из Йемена, при эскалации гражданской войны.
Ли Чженфу, профессор Морского университета в Даляни, заявил, что китайские компании будут участвовать в проекте. Китаю будет предоставлен определенный уровень контроля над каналом. Власти КНР могут даже вести переговоры, чтобы регулировать прохождение через канал военных кораблей из некоторых стран. В целом это весьма повысит влияние Китая в Юго-Восточной Азии.
Идея канала, который будет крупнейшим в Азии по завершении строительства, как говорят, впервые появилась в XVII веке и более ста лет назад была официально предложена Чулалонгкорном, королем Сиама. Но расходы были слишком большими для королевства.
Возникает еще один вопрос – этот проект явно не на руку Сингапуру, многие годы являющемся крупнейшим портом Азии, и стоящим как раз на южной оконечности Малаккского полуострова.