"Оленья упряжка" проект памятника оленно-транспортным батальонам
20 ноября 2015 года, учреждён день памяти оленно-транспортных батальонов 1941-1945 годов. С центральной площади Мурманска, с площади Пять Углов , уходили отряды на фронт. Именно на этом месте, авторы проекта хотят установить монумент оленно-транспортным батальонам надо на 5-ти углах.
«В первую военную зиму во всех дивизиях 14-й армии стали организовываться оленетранспортные подразделения. В них служили саамы, ненцы и коми. Оленей часто использовали не только для отправки раненых и доставки военных грузов, но и при заброске разведчиков в тыл врага, для вывоза подбитых самолетов и их экипажей и для поддержки связи с пограничниками.
Оленеводы спасли жизнь многим солдатам и командирам 14-й армии и Северного флота. За годы войны вывезли с передовой более 10 000 человек, доставили на фронт по бездорожью 17 000 тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры более 160 вынужденно севших и подбитых самолетов, кроме того, переправили для выполнения боевых заданий около 8000 военнослужащих и партизан, многих — в дальние тылы врага».
« В заснеженных сопках и горных ущельях Кольского полуострова, который стал зоной боевых действий, на передовых позициях и в близком от них тылу в условиях бездорожья оказался незаменимым традиционный транспорт тундры – олени. Лёгкая упряжка промчится по крепкому насту 50-80 километров за сутки. Олень сам себя прокормит в тундре и в лесу. Он не боится холода и вьюги. Не нарушит тишины, даже раненый не издаст звука».
« Оленетранспортные дивизионы сформированы в ноябре 1941 года для 14–й армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении. Сначала было создано 3 армейских оленетранспортных дивизиона, потом появились ещё четыре. По штату в каждом из них числились 154 человека (в том числе 77 оленеводов), 1015 оленей, 15 оленегонных собак, 237 грузовых и 76 легковых нарт».
« Одним из инициаторов создания этих подразделений был начальник ветеринарного отдела 14-й армии полковник Дмитрий Николаевич Тульчинский. Он определил их оптимальные размеры, цели и основные боевые задачи. Когда в марте 1942 года образовалась 19-я армия Карельского фронта, один из отрядов передали ей. Использовали этот вид транспорта североморцы. Без воинов-погонщиков не обходилась ни одна боевая операция заполярных партизан, которые уходили во вражеские тылы на глубину до 500 километров. По достоинству оценили помощь солдат-оленеводов северные пограничники. Штабы полков, дивизий, корпусов использовали олений транспорт для переброски офицеров связи, доставки срочных донесений, рекогносцировки на местности. Устраивала оленья упряжка с лёгкой нартой фронтовых медиков: быстрая, повсюду проходимая…
Бойцов-оленеводов уважали на фронте за их доброту и отзывчивость, за ловкость и умение ориентироваться на местности, за то, что они не терялись в самых сложных ситуациях. За то, что умели воевать».
« За годы войны в Заполярье они вывезли с линии фронта 10 142 раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий 7985 военнослужащих, перевезли 17 082 тонны боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолёта. А ведь за каждой цифрой стоят события и факты, которые статистика не всегда может учесть: морозы и метели, бездорожье и болота, стрелковый огонь врага и бомбёжки, различные неожиданности и сложные ситуации.
Приходилось сутками ждать на вражеской стороне возвращавшихся с задания разведчиков и партизан, долго плутать в тундре в поисках лётчиков, выбросившихся со сбитых самолётов»…
“ К 100 летию Мурманска, оленетранспортные дивизионы и их бойцы заслуживают, чтобы в их честь был создан памятник” – считают инициаторы проекта и призывают проголосовать за него.
Источник: http://litsled.ru/