Конец путешествия Тараса: Чингисхан и Даян Дээрх
Тарас Журба – русский шаман, получивший посвящение от тувинского Учителя, и многое в мире видит особым взором. Однако одной из самых больших загадок в какой-то момент для него стала Монголия. Мы публикуем его записки о том, какой предстала пред этим особенным взором Страна Вечного Неба, когда шаман из России пытался разгадать её.
Окончание.
Ранее на АРД – “Монгола не обманешь, или секреты длинной воли для русского шамана“, “Чем лешие и русалки отличаются от монгольских духов местности” и “Русского в Монголии за "гринго" не считать?, Монголия буддийская глазами русского шамана, Шаманы Монголии не склонны к шарлатанству.
Чингисхан
Кто такой Чингисхан? Мессия, как иногда обожествляют его монголы и китайцы, воплощенное божество – или свирепый, кровавый диктатор, как иногда представляют его на Западе или в арабских летописях?
Монголия в конце 12 века — это страна охотников и скотоводов. Земледелие крайне затруднительно в силу климатических причин и твердости почвы. Жизнь мужчины от рождения проходит с луком в седле. Охота загонным способом в мирное время является базой для ведения боевых действий, как в техническом, так и тактическом смысле. Умереть на лошади считается благом, встречая свой неизбежный финал в диурническом положении «стоя».
Детские игры и взрослые драмы выстраиваются вокруг войны как способности противостоять жестким условиям, которые предлагает реальность. Молодецкая удаль, в которой преодолевается собственная вялость, является вполне понятной добродетелью, и ценности, приобретаемые в ходе битвы, являются наивысшими. Храбрость, преданность, самопожертвование и равнодушие к проигравшему, как к тому, кто не обладает достаточной добродетелью, «буяном», и, соответственно, правом на жизнь.
Война обладает сакральным смыслом, война – это, прежде всего, война с самим собой, со своей ленью, страхом, самообманом, из которого рождается искушение предательства или бегства.
Высшее персональное божество шаманов — Даян Дээрх, его имя означает Высший Воин Небес. Тот, кто никогда не боится, не изменяет собственному слову, не бьет в спину и никогда не промахивается, стреляя из лука. Совершенно очевидно, что война для монгола — это основной способ обретения того состояния, которое можно назвать счастьем. Счастье – это победа над собственным страхом, она даруется только упорному в битве.
Если проект империи Чингисхана так успешно состоялся – как самая грандиозная империя в истории человечества – то вполне можно предположить, что это самое божество, Даян Дээрх, которому молился Тэмучин, вполне конкретно инвестировало его в данной миссии.
Как мы знаем, шаман Тэб-Тенгри сообщил своему другу Тэмучину о его избранности для осуществления плана священной войны как способа создания великого государства, распространяющего волю Вечного Неба.
Это ханство будет воплощением закона Небес на Земле — «Их дзасак». Этот закон, иначе «яса» - во-первых, нормирует действия по отношению к священным объектам религиозного почитания, за пренебрежение к которым можно поплатиться жизнью. Это означает, что человек и небесные сущности, те или иные агенты Бога, фактически он сам, выступают субъектами нормативного взаимодействия.
Юридический закон является прямым продолжением божественного закона. За некоторые формы личных преступлений предполагается коллективная ответственность, что также является отображением вселенской закономерности распространения благодати или родового проклятия.
Представление о субъекте истории не является сугубо персоналистским, субъектом выступает зачастую Род. В Ясе Чингисхана высок процент наказаний, предполагающих смертную казнь, нежели компенсацию пострадавшему, что указывает на непреложную ценность некоторых понятий, связанных с честностью, порядочностью, и на посмертное решение всех сюжетов человеческой жизни. Жизнь на Земле – всего лишь подготовка, очищение к жизни на Небе.
Основным правилом своих войн Чингисхан принимает следующее — никогда не нападать первым и никогда не прощать напавшего на него, или оказавшего сопротивление, и убившего монгола.
Объединение Монголии, восстановление целостности в войнах против хронических недоброжелателей, является очевидным успехом национальной идеи. Прекращение усобиц, обретение независимого дипломатического статуса.
На пике могущества империя Чингисхана занимает грандиозные территории. Стоит предположить, что население этих территорий, вошедших в государство чингизидов, помимо возможных «неудобств» видело и значительные плюсы такого государства, в противном случае оно не состоялось бы.
Население современной Монголии – 3 миллиона человек. Как удалось в 13-м веке этой (когда оно было еще меньше), прямо скажем, немногочисленной группе людей по отношению к окружающим их народам убедить их в актуальности своего имперского проекта, и стать его активными участниками? Коренных монголов в империи было меньше процента населения. Как смогла эта микроскопическая группа людей организовать в довольно стройную систему великое множество народов? Только насилием?
Едва ли.
Уважение ко всем религиям и национальной идентичности, отсутствие религиозного повода в ведении войны, что является исключительным фактом, нонсенсом того времени? Освобождение церквей от податей? Возможно.
Развитая система коммуникаций, почтовых связей, что на порядок интенсифицировало социальные процессы, в том числе дипломатические, культурные и торговые? Возможно вполне.
Установление твердого порядка на завоеванных землях, что исключало привычные междоусобицы, надежная крыша от внешней опасности. Вполне вероятно.
Поддержка актуальных инициатив, патронизация науки, грамотности, развитие ремесла, назначение на руководящие посты наиболее достойных носителей личных качеств, а не представителей родовой местечковой бюрократии? Ротация элит сообразно реальным моральным и профессиональным качествам? Принятие этими народами самого духа «Ясы», как системы, отображающей их собственные нравственные идеалы?
Конкретная эмоциональная энергия, рождавшаяся в увлекательном приключении священной войны, как вечной битвы с собственной смертью, и разжигающая кровь в храбрых сердцах? Наверное, и это нужно учесть.
Тем не менее, исследователи, в том числе, доктор философии, народный Учитель Монголии Базар Ооржак утверждает, что эти войны не всегда были исключительно оборонительными. Предполагается, что массовый вывоз ремесленников с захваченных территорий в коренные монгольские аймаки носил насильственный характер, подрывал интересы этих наций, и имел масштабы, явно превышающие компенсаторный, как контрибуции, выплачиваемой проигравшими агрессорами.
Репрессивные действия по отношению к покоренным зачастую превышали политическую целесообразность удержания власти. Кто же, в таком случае, Чингисхан – избранник Вечного Неба и Даян Дээрха, миссионер священной очистительной войны или узурпатор уникальной харизмы?
Заканчивая историю отношений Великого хана и своего «консультанта» Теб-Тенгри, автора концепции Великой Империи, в которой царит Небесный закон, следует вспомнить о том, что шаман Теб-Тенгри, он же Кокэчу, вполне возможно, был убит по приказу Чингисхана, как недопустимый авторитет рядом с единоличным лидером.
Также известна история о том, что Даян Дээрх, спустившись на Землю в образе всадника, украл во время церемонии очередного бракосочетания хана его невесту, очередную принцессу завоеванного царства. Разве стал бы реальный автор проекта таким образом премировать назначенного им исполнителя?
Вывод, на мой личный взгляд (пусть простят мне, если я, дерзкий и невежественный, ошибаюсь) можно сформулировать довольно кратко.
Хороший был парень Чингисхан, особенно в молодости. Редко такие встречаются. Победил он пол-мира, донося ему идею и правила небесного закона. Победил даже собственную смерть, оставшись в памяти столетий – как самый непобедимый полководец и крупнейший государственный деятель. Не смог только он себя до конца победить.
Власть, слава, богатство и женщины — это очень простые враги, с которыми труднее всего бороться. Остается только заметить, что Даян Дээрх, Высший Воин Небес, взирает на эту Землю по-прежнему, и, вполне возможно, подыскивает себе кандидатуры на посты великих ханов и пророков.
Берут туда тех, кто мировые войны начинает, начиная с самого себя, и заканчивая на самом себе. Кто следующий?
Даян Дээрх
Это Божество может позвонить по домашнему телефону, может прийти во сне или наяву в любой момент времени по своему усмотрению. Даян Дээрх может изменять течение времени и управлять пространством. Может управлять событиями истории и движением небесных светил. Он может быть невидимым и незаметным – так, как будто его и вовсе не существует.
Он часто ведет себя так, как будто его нет и в помине. За исключением некоторых фольклорных историй о нем вообще мало что известно. Но есть то, что заставляет человека искать его везде и всегда, после того, как он соприкасается с ним.
Это то, что находится между ребер и иногда радостно стучит, или горестно сжимается. Это какой-то взгляд из собственного затылка в собственные мысли, который не дает уснуть.
Святилище Покровителя Шаманов Даян Дээрха, как называют его монголы, находится в Хубсугульском аймаке Монголии – в пещере, затерянной в безлюдной горной глуши. Дорог туда нет. Разливы реки Ур-гол, горные осыпающиеся перевалы не позволяют провести туда постоянно действующую трассу. Добираться нужно на поезде, самолете, автобусе, автомашине, мотоцикле, лодке и лошадях. Последнюю часть пути пешком.
Что ни сделает человек, погрязший в тенетах трущоб урбанистической меланхолии, чтобы наконец-то не встретиться с источником света, пробуждающего бескрайнее пространство разума?
По свидетельствам очевидцев, прошлое лето в Монголии выпало явно аномальным. Невероятно большое количество осадков. В стране Неба и Солнца – постоянный дождь. Только над святилищем Даян Дээрха — традиционно хорошая погода.
Весь сум Эрденет-Булган – под проливным дождем. А над горой, у вершины которой зияет вход к алтарю владыки шаманов – гремит гром и светит солнце. Свидетельствую, так и было. Гром среди ясного неба – это хорошая константа для ищущих камертоны обнаруживающего себя разума.
Благодарю Вас, уважаемый Высший Воин Небес, что имел счастье ходить по такой земле, где в каждом шаге ощущается, что идешь под Вечным Небом.
Фото: Кацура Манчжурская
В сюжете: Тарас Журбарусский шаманшаманизм в МонголииЧингисханДаян Дээрх