Обряд рода Шоно
В последние годы Местная религиозная организация шаманов Баргузинской долины «Бархан Уула», председатель Цыцыков Борис Цыбикович, проводит летние родовые тайлганы. Так, в 2012 году был проведен большой молебен рода «hэнгэлдэр» в родовой местности «Наадан жалга» - «Наадан хада» возле Улюна. В 2013 г. проводился обряд в местности «Эхын жалга» возле Улюкчикана. Ежегодно возле священной горы Бархан Уула проходит обряд «Бархан тахилган». Большие тайлганы проводятся для благополучия всех людей данной местности, духи предков дарят верующим силы, открывают дороги для новых дел, успехов в работе, создания семьи, укрепления финансов.
На таких молебнах после проведения соответствующих обрядов выпускается на волю трехлетний дикий жеребец с вплетенными в гриву цветными лентами и хадаками. Каждая семья делегирует на этот обряд своих представителей и привозит ритуальную еду (белая пища сагаан эдеэн: молоко, творог, курунга; саламат; печенье, конфеты), водка, тарасун (молочная водка), табак, спички. Также нужно привезти цветные ленты – сэмэлгэ и хадаки синего цвета.
«Түргэн шангаар долгилдог
Түрхэйн хойто Далай.
Түргэн солгеон зугаатай
Түмэнтэй шонойн хүбүүд».
Родовой тайлган поклонения предкам рода Тумэнтэй Шоно в Баргузинской долине состоится 7 июня 2014 г. в местности «Бутуу» возле улуса Ярикто. Денежный вклад на покупку трехлетнего жеребца черной - вороной масти, пяти баранов и других расходов составляет одну тысячу рублей от семьи, кроме этого нужно предусмотреть деньги, чтобы лично поблагодарить шаманов проводящих обряд.
После обряда будут проводиться спортивные состязания, игры, песни и дружеские беседы. Участие в таких летних обрядах, когда прекрасная Баргузинская долина утопает в цветах и травах, – это долгожданные радостные встречи и сила родной земли. Причем многие участники обряда практикуют это буквально, то есть катаются по родной земле; лежат на груди земли, широко раскинув ноги и руки, а глаза распахнуты навстречу небесной сини, в просторах которого слышна песня жаворонка.
Баргузинские буряты расселены в долине реки Баргузин, впадающей в озеро Байкал на северо-востоке. Все племена баргузинских бурят являются выходцами с верховий Лены и долины верховий Куды и ее притока Мурина.
В состав этнотерриториальной группы баргузинских бурят входили такие рода, как абазай, баяндай, шоно, hэнгэлдэр, булагад, галзуд, сэгэнуд, эмхэнуд, буура, уули, басай, оторши, шарайд, хурумша, онгой, хадалай, содой, богол, согол (Румянцев, 1949, 48-51). Большинство из них принадлежат большому племени эхирит. Такие роды, как сэгэнуд, эмхэнуд, хурумша являются неприсоединившимися к большим племенам. Племена галзуд и шарайд, чьи этнонимы совпадают с хоринскими, также являются выходцами с западной стороны Байкала.
В конце XIX века, а именно в 1897 году, баргузинские буряты входили в административные образования, именуемые как "роды", представленные в нижеследующей таблице Патканова, 1912, 434-708:
Баргузинский округ
Название административ- ного рода |
Кол-во человек |
Название администра- тив- ного рода |
Кол-во человек |
Баяндай |
1508 |
Шоно |
2757 |
Буура |
933 |
I Хэнгэлдэр |
1617 |
Галзуд |
1395 |
II Хэнгэлдэр |
1473 |
Оторчин |
520 |
Без указания рода |
195 |
Сборный |
1112 |
||
Итого |
11510 |
В род Шоно входил и род Оторчин (Оторшо Шоно), в род hэнгэлдэр – I и II hэнгэлдэр и Бура (бура hэнгэлдэр), таким образом, в конце XIX века шоноевцы составляли один из двух больших по численности родов баргузинских бурят. Род Тумэнтэй Шоно известен среди шоноевцев, поэт Николай Дамдинов посвятил им стихи «Мы тумунтэи! Из рода Шоно…», из этого рода вышли выдающийся бурят-монгольский деятель, один из основателей бурятской государственности Элбэк-Доржи Ринчино, герой партизанской войны на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны Г.В.Очиров и многие другие.
Тумэнтэй был младшим сыном Шоно. Он был очень богат. Скоту и лошадям его не было счета. Считали их так: скот и лошадей загоняли в какую-нибудь падь, если они наполняли её, то считали целыми. У Тумунтэя было шесть сыновей, все они были меткими стрелками и замечательными борцами. Слава о них распространилась далеко от их кочевий. К ним приезжали люди издалека, чтобы попробовать свои силы в борьбе и стрельбе. Тумэнтэй жил со своими сыновьями на берегу реки Анги (Анга). Бега, борьбу и стрельбу они устраивали на берегу реки Лены (ЗYлхэ).
Однажды из долины реки Киренги приехал один тунгус из племени Хиляр. Звали его Лонхо Оншонов. Он был высок, статен, красив, силен и ловок в борьбе и стрельбе. Сыновья Тумэнтэя приняли гостя с большим почетом: закололи лошадь, приготовили арзу и хорзу. Лонхо напился, и стал хвастаться своей силой и меткостью. Сыновья Тумэнтэя – предложили ему сломать ударом наотмашь первый позвонок закланной лошади (хара hэер хухалха). Лонхо съел мясо поданного позвоночника, очистил его от остатков мяса и стал бить по нему обеими руками и наотмашь, но никак не мог сломать. Такого обычая у тунгусов нет, а потому он практики не имел. На этой почве они поссорились, и Лонхо был убит.
Род хиляр, узнав о смерти Лонхо, собрался и пошел войной на бурят. Тумунтэевцы тоже собрали свой шоноев род и приняли бой. Произошло жестокое сражение недалеко от теперешнего улуса Шептохой. В этом побоище пало много народу. Тунгусы вынуждены были отступить и побежали.
Три сына Тумэнтэя уехали в Баргузин.Записано со слов 67-летнего Антона Алхунова из улуса Дархатский (Зуhалан) Качугского аймака Иркутской области в декабре 1935 года. Балдаев С.П. Родословные предания.