Тибетские самосожжения как акт самопожертвования
Церинг Осер – известная тибетская поэтесса, писательница, правозащитница, блогер. Она и ее муж – китайский писатель, диссидент и правозащитник Ван Лисюн – ведут бескомпромиссную борьбу за права национальных меньшинств Китая. О Ван Лисюне я немного писала в статье «Кто мы буряты, монголы или дорогие россияне». Предлагаю вниманию перевод с китайского языка статьи Церинг Осер из ее интернет сайта http://woeser.middle-way.net, посвященную тибетским самосожжениям – беспрецедентному движению сопротивления тибетского народа, комментатором которого Церинг Осер была вынуждена стать. Тибетские самосожжения свидетельствуют о мирном характере тибетских протестов в отличие от протестного движения уйгуров, все чаще обращающегося к самым ужасным насильственным формам, как то куньминский инцидент, во время которого были зверски убиты 29 человек и ранены более 130-ти ни в чем не повинных случайных прохожих.
Предисловие переводчика, автора АРД Ирины Гарри. Статья публикуется с разрешения Церинг Осер.
Китайская правозащитница Церинг Осер, фото из сети интернет
О требованиях тибетских самосожженных во время двух пиков движения
Анализ 5 лет с тех пор, когда 27 февраля 2009 года монах монастыря Гээрдэн округа Нгаба – Цзабай сжег себя заживо в знак протеста, показал, что больше всего было самосожжений в ноябре 2012 года – всего 28 человек мужчин и женщин всех возрастов, среди них были монахи и монахини, большая часть – скотоводы; в другой раз в марте 2012 года – всего 11 человек, среди них 6 монахов, были студенты и родители ребенка.
Почему больше всего самосожжений было именно в эти два месяца?
Потому что март – это «чувствительный месяц» каждого года прошедших десяти лет. Составляют «чувствительный месяц» следующие дни: 5 марта – день памяти подавления лхасских протестов 1989 года; 10 марта – день памяти тибетского восстания 1959 года; 14 марта – годовщина тибетских протестов 2008 года; 16 марта – день памяти расстрела протестующих в округе Нгаба в 2008 году; 28 марта – «день памяти освобождения крепостных», учрежденный китайским правительством. Каждый год к марту месяцу власти готовятся, как к встрече большого врага, а население именно в этом месяце устраивает самые многочисленные протесты. Март 2012 года был пиком самосожжений, 11 тибетцев в эти «чувствительные дни» самосожжением выразили свой решительный протест угнетателям.
В ноябре 2012 года состоялся 18 съезд КПК, на котором было утверждено новое поколение руководителей Китая. Это был самый высокий пик самосожжений – 28 человек. В течение восьми дней собрания практически ежедневно сожгли себя заживо девять человек – очевидное свидетельство того, что тибетцы, сжигая себя заживо, хотят заставить новое поколение китайских руководителей изменить политику в Тибете, а самосожжения превратить в действа, ведущие к переменам, - только так следует понимать причину самосожжений тибетцев.
Движение тибетских самосожжений является «самой мощной политической волной протеста», несмотря на то, что в истории Тибета не существовало традиции самосожжений как способа политического протеста. Точно так же, как 2008 году сопротивление началось с монахов, движение самосожжений тоже было начато монахом. Монах монастыря Гээрдэн Цзабай в феврале 2009 года стал первым самосожженным в Тибете, после него 12 самосожженных тоже были действующими или изгнанными из своих монастырей монахами. К декабрю 2011 года появился первый самосожженный из мирян. В первом квартале 2012 года среди 20 самосожженных 15 были монахами, во втором и третьем большинство составляли миряне, в течение 70 дней до четвертого квартала из 50 самосожженных 43 человека были мирянами. В 2013 году среди 28 самосожженных 16 были мирянами. В 2014 год среди 6 самосожженных было двое мирян. На сегодняшний день среди 135 случаев самосожжений 47 человек – это монахи, а все остальные миряне, представляющие все слои населения тибетского общества, среди них 67 человек – представители крестьян и скотоводов. Очевидно, что со временем все больше простого народа вовлекается в движение самосожжения.
Став комментаторов самосожжений, давая интервью многочисленным людям извне я каждый раз особо подчеркиваю: тибетские самосожжения – это ни в коем случае не самоубийства, а самопожертвование! Эти самосожжения нельзя измерять буддийскими заповедями, это результат современной политики. Это бушующее пламя зажжено национальным угнетением, это тибетский факел, озаряющий тьму, это продолжение протестов 2008 года, а именно – самое бесстрашное и вынужденное продолжение, как говорили монахи монастыря Сэра: «Мы должны подняться!». И, наконец, тибетские самосожжения – это совершенно очевидный политический протест, а не протест какой-либо иной природы.
Посредством буддийских заповедей низводить самосожжения до самоубийств или даже до «убийств живых существ» значит за деревьями не видеть леса либо быть пособником китайского правительства. Один высокий монах, достигший больших свершений, совершенно ясно сказал: «Самосожжения тибетских монахов и мирян никоим образом не нарушают буддийского учения о не-убиении живых существ, а также не расходятся с буддийскими концепциями. Движение самосожжений тибетских монахов и мирян ни на каплю не заражено людским эгоизмом… направлено на защиту буддийской дхармы, на борьбу за права тибетского народа на свободу и демократию», «в помощь каждому вступить на путь бодхисаттвы», это нирваническое возрождение феникса, очищенного огнем.
Апрель 2014 года
Справка
Ирина Регбиевна Гарри Доктор исторических наук, переводчик (английский, китайский, тибетский), ведущий научный сотрудник ИНСТИТУТА МОНГОЛОВЕДЕНИЯ, БУДДОЛОГИИ И ТИБЕТОЛОГИИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН. Окончила восточный факультет СПбГУ по специальности «история Китая», училась в аспирантуре Института востоковедения РАН, работала преподавателем китайского языка в Бурятском государственном университете, приглашенным исследователем в университете Канагава (Япония), институте Кеннана (США). В настоящее время занимается антропологическими исследованиями в Восточном Тибете.
Источник: http://woeser.middle-way.net
В сюжете: Тибетсамосожжениепротест