Кто стал избранником принцессы-воительницы?
Романтичный образ монгольской принцессы Хутулун более 300 лет захватывает воображение драматургов и режиссеров.
Воительница, не желающая выйти замуж ни за кого, кто слабее ее в борьбе - такой она запомнилась благодаря рассказу Марко Поло.
Принцесса, любившая борьбу
Есть в книге венецианца любопытный рассказ о дочери хана Хайду, претендента на всемонгольский престол и сильнейшего соперника Хубилая. Марко Поло передал ее имя как Айарук, или Айгиарук, объяснив его значение как «Светлая Луна». Позднее, в разных списках его книги имя было искажено. В русском переводе И.П. Минаева, как и в случае с искажениями этнонима бурят, принят далеко не лучший вариант Ангиарм. Тюркологи в целом убедительно объясняют это имя как сочетание тюркских слов ай “Луна” и ярук “сияние”.
Считается, что тюркское имя было прозвищем, или вторым именем. По-монгольски её звали Хутулун Чаган. Первая часть имени переводится как “судьба” от корня хутуг; суффикс -лун в данном случае тот же, что в женских именах Номолун, Тэмулун. Чаган означает “белая”.
Рассказ о принцессе обрел всемирную славу. Марко Поло, хотя служил главному сопернику Хайду императору Хубилаю, передал образ Хутулун в настолько романтичных тонах, что он и сегодня продолжает будоражить воображение людей. Несколько лет назад Монголия сняла фильм “Хотулун гүнж (Принцесса Хутулун)”. Главную роль исполнила Цэрэндолгор.
М. Цэрэндолгор в роли Хутулун
Ранее во многих странах мира был показан сериал «Марко Поло», в котором истории Хутулун также уделено значимое место. В этом произведении роль принцессы досталась южнокорейской актрисе Клаудии Ким. Именно с этой роли началась ее международная популярность.
Что объединяет обе картины в плане интерпретации образа принцессы, так это подбор актрис. Они совсем не похожи типажами лиц, но обе были обладательницами весьма стройного телосложения.
Хутулун в исполнении Клаудии Ким
Между тем, если следовать описанию Поло, историческая воительница была «высокой да плотной».
«Эта девушка была очень сильна; не было в целом государстве ни юноши, ни витязя, кто мог бы её побороть; побеждала она всех. Отец хотел выдать её замуж, а она этого не желала и сказала, что не выйдет замуж, пока не сыщется такой рыцарь, кто победил бы её; разрешил ей отец выходить замуж по собственному выбору…
... не могла она отыскать ни витязя, ни юноши, кто бы мог её победить. Да и не диво: была она красиво сложена, высокая да плотная, чуть-чуть не великанша».
С другой стороны, обе киноверсии придерживались именно мотива борьбы, который фигурирует у Поло, но отсутствует в персидских источниках. С этим мотивом связан и рассказ о сватовстве к Хутулун.
Принц, проигравший принцессе
«Случилось, что в 1280 году пришел туда сын богатого короля, был он молод и красив. Было с ним много красивых товарищей, и вел он с собою тысячу прекрасных коней в уплату деве за свою попытку. Как пришел этот королевский сын, тут же объявил, что хочет помериться силою с девой. Обрадовался король Кайду; хотелось ему, чтобы юноша женился на дочери, ибо знал, что тот – сын короля. И скажу вам, велел король Кайду сказать дочери тайно, чтобы она поддалась; а дочь отвечала, что ни за что в свете этого не сделает. И что вам сказать? Знайте, собрались в большом покое и король, и королева, и много мужей и жен; пришли королевская дочь и сын короля; такие оба красавца, что диво на них глядеть!
Юноша, скажу вам, был и силен, и крепок, не было ему равного по силе.
Вышли оба на середину покоя, народу было тут много, и заключили между
собой договор: коль юноша не победит, так проигрывает ту тысячу коней.»
В других источниках нет мотива «сына короля», хотя большинство других сведений о принцессе подтверждается. Что мог подразумевать Марко Поло под «королем», не понятно. В Монгольской империи были вассальные правители, типа корейского короля, или русских князей, но весьма мала вероятность того, что кто-то из них мог прибыть ко двору Хайду с тысячью коней. Возможно, этот мотив вставил Рустикелло, а претендент на руку Хутулун был не сыном короля, а просто богатым монголом. Как бы то ни было, Поло подает историю в таком духе, что весь народ Хайду болел за этого красавца, но тот будто бы все же проиграл.
Вероятнее всего, рассказ о борьбе с принцессой является переносом на образ Хутулун давно сложившегося в тюрко-иранском мире фольклорного сюжета с той разницей, что среднеазиатские легенды ставкой в этой борьбе называют не тысячу коней, а голову претендента.
Фрагменты о Хутулун из сериала «Марко Поло»:
Сюжет о борьбе стал известен именно из книги Марко Поло, и здесь он несколько расходится с другими источниками, но его сведения находят полное соответствие в другом. Поло вскользь упоминал, что Хутулун вместе с отцом принимала участие в битвах.
«Водил король Кайду дочь во многие битвы, и во всех схватках не нашлось витязя, кто бы взял над ней верх. Не раз, скажу вам, отправлялась дева к врагам, силою захватывала витязя и приводила его к своим. Случалось это много раз.»
В сравнении с персидскими известиями мы видим практически то же самое.
«У Кайду есть одна дочь по имени Хутулун-Чаха. Он ее любил больше всех детей. Повадки у нее были, как у юношей, она неоднократно ходила в поход и совершала подвиги, пользовалась у отца уважением и была подмогой. Отец не выдавал ее замуж.»
Как видим, участие Хутулун в боевых действиях независимо подтверждается из разных источников. Однако, в “Сборнике летописей” Рашид ад-дина тот факт, что принцесса долго не выходила замуж, никак не связывается с ее пристрастием к борьбе. Более того, великий летописец считал, что это вызвано прихотью Хайду, причем он передал даже сплетни, ходившие в то время.
«Люди подозревали, что у него с дочерью недозволенные отношения… В последние годы Кайду от стыда и укоров людей выдал ее замуж…»
Первый избранник принцессы?
«Несколько раз, когда гонцы Кайду приезжали к государю ислама, да увековечит Аллах его царствование, эта девушка посылала привет и дары и передавала: «Я стану твоей женой, за другого замуж не пойду».
Кто подразумевается под «государем ислама» в этом пассаже? Речь идет о принце улуса Хулагу по имени Газан, который позднее станет ильханом этого монгольского государства. Впрочем, учеными высказаны обоснованные сомнения в правдивости этого мотива.
Как бы ни были настроены против Хайду правители улуса Хулагу (союзника Хубилая), но Хутулун там была отлично известна. Ее славу и воинские заслуги в ильханате все признавали. Существует мнение, что Рашид ад-дин передал сплетни об отношениях Хайду с дочерью и версию о ее влюбленности в Газана с одной и той же целью – создать «черный пиар» стана противников и возвеличить собственный лагерь. Пущенный слух о влюбленности такой прославленной девушки как Хутулун в принца-хулагуида несомненно способствовал бы возвеличиванию Газана.
Трейлер фильма “Хотулун гүнж (Принцесса Хутулун)”:
Справедливости ради следует упомянуть и о другой стороне версии Рашид ад-дина. Газан в юные годы был губернатором Хорасана, который на северо-востоке граничил с улусом Хайду. Теоретически молодые люди могли быть знакомы. Например, Хутулун могла находиться в составе одного из посольств, которые в мирные годы Хайду отправлял в ильханат. Либо Газан и Хутулун могли познакомиться во время какого-то приграничного мероприятия.
Как бы то ни было, против версии о попытке Хутулун предложить себя Газану говорит тот факт, что в очень подробно известной биографии ильхана нет никаких упоминаний о знакомстве с дочерью Хайду. Кроме того, брак между чингисидами был бы довольно странным делом. Это не могло получить одобрения в монгольском мире.
Красавец Абтакул
Хотя выше мы видели цитату из пассажа Рашид ад-дина о замужестве Хутулун, которую отец будто бы «выдал замуж», летописец в другом месте рассказывает совсем иное. Принцесса сама выбрала себе мужа, о котором было известно, что он отличался высоким ростом и красотой.
«Ее муж, упомянутый Абтакул, человек проворный, высокого роста, красивый. Она сама избрала его в мужья и имеет от него двух сыновей».
Кем же был этот избранник принцессы-воительницы?
Известно, что Абтакул был из «рода» куралас (монг. хорилас, современные этнос горлос и род хурлад). Это тот самый «род», из которого происходила праматерь монголов-нирунов Алан-гоа.
Алан-гоа с сыновьями. Персидская миниатюра.
Образование этой этнической группы связано с распрями внутри хори-туматского племени во второй половине 10 века. Проигравшая группировка ушла на восток и поселилась среди онон-керуленских монголов. В эпоху Монгольской империи к тем кураласам присоединились хоринцы, переселяемые из Горной Бурятии и Приангарья. В конечном итоге в монгольских летописях перестали различать «старых» и «новых» хориласов (горлосов) и всех скопом начали именовать горлосами.
Из какой именно группы горлосов происходил Абтакул, достоверно неизвестно. Однако его имя, возможно, содержит тот же формант -кул, что и имя хори-туматского предводителя Дайдухул Сохора. Есть и весьма интересные сведения, позволяющие допустить, что избранник Хутулун был скорее хори-туматом, чем «старым горлосом».
В ряде списков “Сборника летописей” уточняется, что Абтакул прибыл из Китая. Как мы видели в предыдущих публикациях, в Китае довольно рано стали появляться именно «буряты», то есть хори-туматы из Баргуджин Токума, а не ононские горлосы. «Бориаты» упоминались Марко Поло в качестве привилегированной группы в составе департамента Юншээбу, ведавшего снабжением императорского двора и облавными охотами.
Очень показательно, что Абтакул, уйдя от Хубилая по каким-то своим причинам, в улусе Хайду сделал карьеру практически в той же сфере, что и «бориаты» в Юань. При Хайду он стал баурчи, а затем эмиром всей службы стольников. Должность баурчи в монгольских государствах была одной из самых высоких дворянских должностей, ее обычно давали людям, в преданности которых не было сомнений.
Таким образом, совокупность данных позволяет предполагать, что избранник принцессы-воительницы Хутулун происходил из тех самых бурят, что служили в департаменте Юншээбу. Нам неизвестны причины, побудившие Абтакула покинуть престижную службу всемонгольского императора и перейти на сторону его главного противника.
В качестве повода для будущих киносценариев или театральных постановок можно выдвинуть версию о том, что Абтакул участвовал в одном из походов на улус Хайду. Романтический вариант тут мог бы развернуться в сюжет о встрече молодых людей на поле брани. Кто знает, быть может Абтакул влюбился в принцессу и любовь привела его к переходу в улус мятежного Хайду?
Фото: Фото из открытых источников, скриншот
В сюжете: Хутулунмонголыистория монголовМонгольская империямонгольская принцесса