Приватизация госкомпаний Монголии. Интересы государства или очередное мошенничество?
В Улан-Баторе началась очередная приватизация активов страны.
Решение о приватизации шести государственных компаний было принято 10 ноября после ратификации государственного бюджета на 2017 год. Надо отметить, что приватизация не нова для Монголии.
После демократической революции в 1990 году, большинство крупных государственных предприятий были приватизированы. Остальные государственные компании не смогли получить прибыль и продолжать функционировать должным образом. По словам министра финансов Б.Чойжилсүрэн, 70 процентов государственных компаний имеют дефицит доходов, и если их деятельность не улучшится, то правительство будет вынуждено приватизировать оставшиеся государственные компании, сообщила англоязычная газета UB Post.
Может ли массовая приватизация стать решением проблем государственных предприятий?
Правительство, владеющее слишком многими компаниями, может принести больше вреда, чем пользы – это признают во всем мире. Международный опыт в целом показал, что правительство не может управлять многими компаниями и работать с прибылью. Приватизация может повысить эффективность бизнеса, равно как и политическое вмешательство может привести к ухудшению экономических решений, отметила газета.
Правительства склонны принимать решения на основе политического давления, а не исходя из интересов бизнеса и без учета экономической ситуации. Так как частные предприниматели обязаны своим акционерам, вполне вероятно, что приватизация станет стимулом для того, чтобы сократить расходы и амбиции правительства работать с прибылью. В некоторых случаях приватизация может также усилить конкуренцию, что выгодно для потребителя.
Трудно отрицать, что менеджмент большинства частных предприятий более эффективен, чем государственных компаний. Но нам нужно принять во внимание, что есть определенные секторы экономики и компании, которые должны управляться государством.
В список шести государственных компаний, которые решено приватизировать, включены “Telecom Mongolia” и “Монгол Шуудан”. Сектор телекоммуникаций и почтовой службы является частью целостной инфраструктуры любой страны. Нельзя отрицать, что приватизация этих двух компаний, вероятно, повысит их эффективность и прибыль, тем не менее, продажа этих ключевых компаний может иметь пагубные последствия для всех, кроме акционеров. Больше всего пострадают потребители их услуг. Весьма вероятно, что цены на них возрастут. Реальность такова, что предприятия заботятся об интересах своих акционеров, в то время как правительство ставит во главу угла интересы широкой общественности.
Такая же ситуация с приватизацией компании “Эрдэнэт Булган”.
Кроме того, очень трудно привлечь частные компании к ответственности, а это означает, что “Эрдэнэт Булган” может, например, взвинтить цены на электроэнергию и правительству будет сложно бороться с этим.
Однако, мы видели положительный эффект от приватизации, когда все было сделано правильно. Вопрос заключается в том, сможет ли Монголия и на этот раз осуществить приватизацию госкомпаний правильно и открыто.
В первую очередь правительство решило приватизировать госкомпанию “Монгол Шуудан” (20 миллиардов тугриков) и госкомпанию “Эрдэнэт Булган” (30 миллиардов тугриков).
Фото: mongolian-art.de
В сюжете: приватизациягоскомпанииМонголия