«Эхо страны Баргуджин Тукум»
Мы все напрочь лишены такой роскоши как собственная история. Мы как пустой сосуд. Как иссохшая от засухи земля в ожидании дождя. Как это случилось известно всем. Как это поправить - неизвестно никому...
Во Внутренней Монголии, в двух сотнях от российской границы, есть местечко под названием Хуушин Барга (Старые Баргуты). Посреди городка возвышается внушительных размеров памятник Барга Батору – легендарному прародителю современных бурят. Воздвигли его по инициативе населения, которое состоит из барга. Почему памятника нет здесь, вопрос иной. Но там он есть.
Авторитетный монгольский ученый Очир утверждает, что Баргажан Тухэм представлял собой огромный богатый улус, люди которого славились особыми умениями в коневодстве. По его мнению причиной ухода с берегов Байкала стал призыв Чингисхан встать под его знамена. Улус численностью в 6000 человек и с количеством лошадей в 10 000 обосновался на территории чуть западнее современного Пекина. И именно представители рода барга в войске Чингисхана стали первыми в изобретении оружия, в том числе стенобитного, и безусловными лидерами в коневодстве.
Бурятский ученый Булат Зориктуев считает, что исход начался гораздо позже, когда на земли барга начали претендовать первые пришельцы. Как бы там не было, но современные баргуты Внутренней Монголии родиной своей считают долину Баргузина, поклоняются общим тотемам и во время обрядов седла их направлены на запад, в сторону своей прародины. Удивление вызывает и то, что у хуушин барга ритуалы угощения и обмена подарками полностью совпадают с теми, что и сегодня присутствует в праздничных обрядах эхиритов. А звук «h» у них звучит как «х», доказывая, что они не сонголы и не хори, а представители редких в тех краях западных родов, которые за столетия не утеряли характерные отличия в произношении.
Постановка «Эхо страны Баргуджин Тукум» театра «Байкал» - повествование о том времени, когда складывались рода и племена современных бурят. Баир Дугаров, ученый и народный поэт Бурятии, будучи автором либретто спектакля, соотносит это время к IX-X векам.
Эксклюзивный «ход» коллектива театра держит в обаянии зрителя уже пять лет.
И потенциал спектакля очевиден. «Эхо страны Баргуджин Тукум» стал вторым в стиле «бурятское этно» в репертуаре театра. Первый - «Дух предков»- был презентован зрителю уже одиннадцать лет назад. Означает ли это, что одиннадцать лет назад «Байкал» нащупал и таки ступил на, возможно, единственно правильный путь, когда коллектив обрел отличное от других лицо? И насколько часто это возможно?
Не тайна, что эти проекты стоят немалых трудов. Они требуют постоянного поиска, интеллекта, исследовательской работы, организации, финансов, а главное - ЖЕЛАНИЯ, без которого невозможно сделать ничего масштабного.
Еще необходима среда. Та, что питает и наполняет содержанием ментальность ценностями, востребованными жителями именно этой территории вне зависимости от происхождения. Духовными, культурными, религиозными - теми, что способны дать воспрять правильным энергиям. И этот образовательный процесс должен быть общим для всех, поскольку не бывает гармонии там, где присутствует дискомфорт и отсутствует самодостаточность.
Магическая притягательность проекта в том, что «Байкал» рискнул заглянуть туда, куда не заглядывают коллеги по цеху. Туда, где нет ясности даже у историков. Но проницательность авторов явилась в способности услышать чаяния самих бурят - кто мы? И рискнуть, включив свой высокопрофессиональный инструментарий, довести до сведения современников свое видение истории. И эта проницательность подтверждается неизменными аншлагами и обожанием зрителя.
Так вот. На фоне дефицита «бурятскости» у самих бурят, самое простое - определить векторы развития с подсказки авторов «Эха». Поскольку мягкая сила искусства способна не только снимать скрытое раздражение в обществе, но и служить убедительным лицом региона.
Нельзя сказать, что это понимание у властей отсутствует. Скорее, оно не отвечает современным вызовам. А суть их в том, чтобы дать больше возможностей для обретения той самой самодостаточности. Поскольку эта тонкая материя, увы, не достигается мощью административного ресурса.
Нужна ИДЕЯ. Которая как все гениальное, должна быть проста. И она в том, чтобы создать СРЕДУ, когда хочется знать о своем происхождении. Не случайно самые ругательные поговорки у всех народов из серии: «без роду, без племени». И это по – человечески. Пристойно. Непристойно не хотеть знать. В том числе и язык. Тогда многие вопросы снимутся. У многих. Потому что знать на один язык больше – это совсем не плохо. Особенно, если это язык твоего соседа. И потом бурятский язык - это бизнес-инструмент, который позволит изъясняться на монгольских территориях.
Еще один ресурс - в понимании, что культура может восприниматься как категория экономическая. В руководстве республики мало гуманитариев, которые бы были б в состоянии оценить «культурные потенции». Между тем быстрый рост и развитие тенденций в сфере культуры не требует огромных капиталовложений и заморских инвестиций. Как раз там потребуются талант и интеллект. То, что не имеет цены, но то, что не ценят должным образом в Бурятии. У нас развитие туризма умудряются рассматривать без культурного потенциала. Хотя кажется очевидным, что эти два направления с момента старта туризма должны были стать звеньями одной структуры.
Так почему зал на протяжении пяти лет, стоя и с овациями принимает «Эхо страны Баргуджин Тукум»? Объяснение одно. Мы все напрочь лишены такой роскоши как собственная история. Мы как пустой сосуд. Как иссохшая от засухи земля в ожидании дождя. Как это случилось - известно всем. Как это поправить - неизвестно никому.
«Байкал» посредством своего инструментария становится тем самым дождем. И это возымеет безусловный эффект. Публика не просто внимает. Самое ценное - начинает размышлять, интересоваться, обсуждать и следовать по этому пути. Пути познания себя как части своего племени, рода, народа. И это опять же величина экономическая. Осознанность бытия исключает депрессию и ограждает от социальных потрясений.
…Другая музыка, незнакомая нашему слуху, но знакомая душе, темперамент танцев, который, кажется знакомым, одежда, которая пленит… И каждый спинным мозгом чувствует свою планету. К которой тянешься, но дотянуться не можешь.
Все это прописано очень тонкой кистью и потрясающими красками. И в этом мастерстве не только поступь профессионалов. Это месседж прежде всего нам. Тем, кто ищет смысл…
Фото: Анна Огородник, Святослав Базеко
В сюжете: Баргуджин Тукумтеатр БайкалБурятия