Детям до 18 лет хотят запретить управлять электросамокатами
Электросамокаты могут признать источником повышенной опасности, снабдить номерными знаками, ввести возрастные ограничения и особую категорию прав на управление ими.
Все эти предложения разрабатываются в Совете по правам человека (СПЧ) при президенте России, вскоре их направят в правительство, сообщил «Известиям» член СПЧ Кирилл Кабанов. Поддержать инициативу на законодательном уровне готовы в Госдуме. Обсуждение проблемы активизировалось на фоне происшествий, в которых минимум два человека погибли и несколько получили серьезные травмы. Эксперты отмечают, что скорому принятию поправок может помешать действующий мораторий на точечные изменения ПДД.
На фоне участившихся инцидентов Совет по правам человека при президенте России (СПЧ) намерен предложить изменения в правила дорожного движения и направить их в правительство, сообщил член СПЧ Кирилл Кабанов. 27 июня этот вопрос обсудит постоянная комиссия СПЧ по гражданскому участию в развитии правоохранительной системы.
— Система контроля отсутствует, система дорожных знаков отсутствует, статус участника дорожного движения не определен. Скорость якобы ограничена, но по факту все продолжат нестись — мы это видим по последним происшествиям, в которых страдают и дети, и пожилые люди. Не соблюдают правила дорожного движения. ГИБДД не может это контролировать, ведь на каждом перекрестке не поставишь сотрудника, а по камерам нарушителей тоже отследить сложно, — пояснил член СПЧ.
На федеральном уровне статус средств индивидуальной мобильности (к ним помимо электросамокатов относятся электровелосипеды, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и т.п.) четко не определен. Есть прецедентное решение Верховного суда РФ по одному из происшествий, из которого следует, что электросамокаты с мощностью двигателя больше 250 Ватт необходимо относить к мопедам со всеми вытекающими последствиями — необходимостью передвигаться по проезжей части, иметь права категории М и т.д. Однако в правилах дорожного движения подобные нормы не закреплены.
В СПЧ предлагают зафиксировать в ПДД понятие об электрическом транспортном средстве и определить правила его использования.
— Почему, например, у нас велосипеды должны двигаться по выделенным полосам, а электросамокат, который тяжелее и быстрее, чем велосипед, может двигаться по пешеходному пространству? Нужно выделить им отдельную зону, — отметил Кирилл Кабанов.
Он добавил, что в СПЧ также считают необходимым ввести для электрических самокатов, велосипедов, сегвеев и других подобных транспортных средств обязательное страхование ответственности, а на служебные и арендуемые транспортные средства установить номерные знаки. Также важно признать их источником повышенной опасности, чтобы владельцы при причинении кому-либо вреда несли за это должную ответственность.
Необходимо, считает член СПЧ, разрешать управлять электросамокатами и похожим транспортом только с 18 лет. Можно подумать и о получении для этого прав особой категории, добавил он.
— Мы будем настаивать на принятии соответствующих поправок в закон. Если нужно, будем выходить на президента с этой позицией.
На данный момент уже существует два варианта поправок в ПДД, регламентирующих использование электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности, отметил член Общественной палаты (ОП) Александр Холодов. Один из них был подготовлен в Минтрансе, а второй — в самой ОП РФ. Оба были анонсированы в 2021 году, но ни один из них так и не был реализован.
Поправки, подготовленные Минтрансом, предполагают ограничение скорости в 25 км/ч, обязательную маркировку всех средств передвижения, разрешают движение по правой стороне проезжей части при наличии тормозов, звуковых сигналов, светоотражателей и фонарей. Масса транспортного средства при движении в пешеходной зоне не должна превышать 35 кг.
Прийти к единому знаменателю в регулировании использования электросамокатов мешает то, что это относительно новое транспортное средство, считает председатель координационного совета Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
Также, по мнению автоэксперта, важно определить правила движения электросамокатов, чтобы все, кто ими пользуется, четко знали свои права и обязанности. Возможно, стоит использовать опыт Германии, где введено обязательное тестирование на право управления такими устройствами, добавил Сергей Канаев.
А вот ограничение возраста для использования электросамокатов, по его мнению, может привести к обратному эффекту.
— Это как с планшетами, с телефонами: если запрещать их ребенку, он всё равно будет пользоваться, но когда никто не видит. Лучше пусть всё же делают это под контролем взрослых, — подчеркнул Сергей Канаев.
Ограничить, считает он, можно мощность электросамокатов, которыми пользуются несовершеннолетние.