В Агинске предлагают сократить количество гостей на свадьбах
В Агинском округе на днях состоялся съезд депутатов муниципальных образований.
Особенное оживление вызвал доклад «О состоянии духовно-нравственных устоев населения Агинского Бурятского округа Забайкальского края», с которым выступил председатель Собрания представителей округа Цырен Цыренов.
Докладчик предложил безотлагательно принять срочные и эффективные меры всеми структурами государства, органами местного самоуправления и обществом по пропаганде трезвого образа жизни, развитию массовых видов спорта, по активной борьбе с нелегальным алкоголем в селах, по исключению алкоголя из норм общественной жизни.
«Не секрет, что в последние годы увеличилось количество гостей на семейных мероприятиях – свадьбах, миланах и юбилеях. Число гостей на свадьбах иногда достигает 500-600 человек,миланах – более 100 человек. Не отрицая приверженности нашего населения к поддержанию любых родственных и дружеских связей, считаем, что есть необходимость ограничить количество гостей, приглашаемых на данные мероприятия», – отметил Цыренов.
Так же было отмечено, что по обычаям в конце свадьбы дальнему гостю на дорогу вручается пакет с продуктами, в том числе и бутылка водки. А о том, что дорогой гость может и не вернуться домой, забрав с собой на тот свет пассажиров и случайных пешеходов, не думают...
Oратор подчеркнул, что многие употребляют алкоголь, как говорится «по работе». То день рождения, то какой-нибудь праздник, каковых в нашей стране множество, не говоря о корпоративных вечеринках. А ведь это в силах прекратить руководителю учреждения,организации.
АРД: Свадьба свадьбой, а здравый смысл должен быть. Наш автор Анна Банаева даже моментально написала миниатюру на эту злободневную тему:
Бурятская свадьба
«Больше ни на какие свадьбы не поеду!!» - заявила племянница Раджана.
Она озвучила вслух то, о чем и я подумала. Да ну такие свадьбы! Гостей - 300 человек. Лично нам - близким родственникам, пришлось приехать из города заранее и - сами все готовили, сами убирались потом - за собой и за всеми . Домой возвращались невыспавшиеся, измотанные, но с чувством исполненного долга. Лето. Дом, где свадьба, длиннющей на улице, состоящей почему-то из одного ряда домов.
Второй, положенный, как у всех деревенских улиц, ряд – отсутствует. Ворота к свадьбе распахнули – и вид зразу на низину, просторные луга, там, внизу, видимо, речка, за речкой – роща, дальше –леса, за лесами – синие горы, за которыми, видимо, где-то уже Забайкальский край... Природа – неописуемая!!! Ну вот, начинается, значит свадьба... Свадебный «шатер» умело сколочен в просторной ограде.
Главное – с навесом. А вдруг дождь...Все как положено: тьма незнакомого мне народу, кто- кому и каким образом родня, для меня непонятно, но это и не важно. Совершается привычный обряд – «Постельная». Заходят в дом к приготовленной кровати...Туда допускаются самые такие плодовитые, много на своем веку нарожавшие, опытные женщины с двух сторон, то есть со стороны невесты и со стороны жениха.
Тут и начинается своеобразная скрытая ярмарка тщеславия: у кого круче (дороже, красивее, оригинальней) какая постель приготовлена. Порядок этого обряда таков: сначала со стороны молодой кладут постельный набор, сверху – со стороны жениха. Все это сопровождается поговорками-прибаутками и шутками, взбиваются подушки. Наконец, довольные и веселые женщины по очереди все расположили свои плодовитые опы на свое сооружение, т.е. садятся на постель и фотографируются на память. Свадьба продолжается.
Танцевальные номера – исполнение народных танцев. Артисты – в национальных концертных костюмах, старшеклассники. Все они родственники, двоюродные и троюродные братья жениха, в том числе и его родной братишка. Я была в курсе, что парни не хотели выступать. Были обижены на жениха. Так как все эти несовершеннолетние артисты были в предыдущий день отлуплены женихом за то, что напились пива. Но когда началась свадьба – плясали, куда деваться... Впрочем, как проходят такие свадьбы – всем известно.
Приглашенная, какая-то народная артистка- тамада в национальном бурятском костюме озабочена тем, как компактно приглашать для поздравления гостей. То есть, согласно приготовленному списку большими группами и, главное, следить, чтобы кто-нибудь из группы не «распелся». Это ей, как обычно мало удается, то есть все-равно находится «поющий», которого «не заткнешь». Вся эта тягомотина длится бесконечно. Последними, наконец-то идут по положенной иерархии друзья жениха и невесты. Наша невестка - хоринская бурятка.
Свидетельница – тоже оттуда и когда ей предоставили микрофон, ни слова по – бурятски, не владеет родным. Свидетель жениха, красавец, русский парень, местный,выросший здесь, на родине Хоца Намсараева, соответственно, поразил хоринских гостей свободным, прекрасным владением литературным бурятским!
Ночь... Основная масса гостей разъехалась. Под освещенным навесом убрав и отмыв посуду, теперь продолжают веселье близкие родственники. Кто-то кому-то уже начистил морду... Кто-то хочет звонить в полицию, но передумывет... По ограде с достоинством снуют беззлобные сытые собаки. И свои и соседские свиньи уже объелись салатами оливье, рыбой и бульоном из баранины.
Еще будут два дня жрать остатки... В урне с мусором вдруг обнаруживается несколько бутылок кем-то спрятанной водки... Начинается целенаправленный поиск и бутылки находятся: за скамейками, в траве, в углу – за туалетом, в пустых коробках. Все это уволакивается и закрывается в кладовке. Вообще-то ответственной за спиртное была назначена тетя Галя. Но она безответственно напилась и ключи от кладовкой со спиртным оказались черт знает у кого... Ночью молодые из-за чего-то, видимо, рассорились.
Говорят, жених (уже муж так-то), хотел везти молодую обратно в Хоринск, к маме, со всей ее постелью и приданым. Искал ключи от отцовской машины. Не нашел... Впрочем к утру все уладилось и молодожены, невыспавшиеся и злые собрались со своими друзьями и умотались куда-то догуливать дальше...”
Источник: Агинская правда
В сюжете: бурятская свадьбаАгинск