Великая княгиня Романова станет новой Белой Тарой?
В конце июля в Бурятии пройдут главные торжества, посвященные 250-летию института Пандито Хамбо лам в России. Глава Российского императорского дома в изгнании Великая княгиня Мария Владимировна Романова посетит Иволгинский дацан 25 июля в рамках этих юбилейных торжеств.
Еще в мае приуроченные к дате мероприятия начались открытием в Курумканском районе буддийского храма Дугана Будущего. Также среди запланированных мероприятий, как сообщает Сангха России, 5 июля освящение Бумхана, посвященного Чойдаг Бадмажапову — великому бурятскому ламе, ученому-лингвисту, создателю уникального Толкового словаря тибетского языка, выдержавшего с 1946 г. шесть переизданий.
Кроме того, 12-13 июля в селе Шаргольджин Красночикойского района Забайкальского края, на родине Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, состоится торжественное открытие Дворца священной книги "Ганжур". Также в списке мероприятий - освящение возрожденного Цогчен дугана "Ехэ Рамнай".
Её Высочество Великая княгиня Мария Романова ожидается в конце июля в Иволгинском дацане. Предварительная договоренность о ее приезде была достигнута в декабре прошлого года между Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым и представителем Канцелярии Главы Российского Императорского Дома, Советником Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны по взаимодействию с общественными организациями и органами государственной власти Российской Федерации Кириллом Немировичем-Данченко.
На этой встрече особо подчеркивалась историческая роль посещения буддийской Бурятии Главой Российского императорского дома. И не только потому, что Ее Высочество посетит буддийский храм впервые в ее жизни (как и Республику Бурятия). Дело в самой дате. Поскольку сам институт Пандито Хамбо лам в России создан при непосредственном в свое время участии в этом деле Короны Российской империи.
А именно 250 лет назад, в 1764 году, императрица Екатерина Великая официально ввела титул Пандито Хамбо ламы для главы буддистов-бурят. Это событие стало основой для формирования в России собственного института буддийских иерархов. И в том же 1764 году на аудиенции в ноги ей поклонился первый Хамбо лама – Дамба Доржи Заяев. Подразумевая в ней, конечно, именно Белую Тару – одну из могущественнейших богинь буддизма во всем мире.
Чуть ранее, в 1741 году, другая императрица – Елизавета Петровна – издала указ, согласно которому в России признавалось буддийское вероисповедание у бурят. Положив тем самым начало довольно теплым на будущее отношениям главных бурятских буддийских иерархов с властями Российской империи. Как известно, в основном по этой причине бурятские буддисты признали ее воплощением богини Белой Тары, начав упомянутую традицию почитания таким образом российской власти.
Позже, в 1891 году происходит знаменательное для Бурятии посещение Верхнеудинска цесаревичем Николаем Романовым – будущим императором, трагически окончившем свой путь после Октябрьской революции. Оно также было связано с бурятскими буддистами – местное духовенство приняло решение, что официальным местом встречи с наследником российского престола станет Шулутский (Ацагатский) дацан, в 50 км от Верхнеудинска (Улан-Удэ). Его Высочество, тогда, возвращаясь из кругосветного путешествия по странам Азии, принял решение вернуться в столицу через восточные окраины империи - Дальний Восток и Забайкалье. Сегодня Хамбо лама Аюшеев называет то событие не иначе как “уникальным в истории традиционного буддизма России”.
И именно в честь этого события на территории Ацагатского дацана верующие возвели царские ворота – торжественную Триумфальную арку. Здесь был проведен большой молебен во славу царской династии Романовых, а также национальные игры "Эрын Гурбан Наадан".
Наконец, на том самом месте, где стоял шатер Наследника Цесаревича, тогда был возведен большой храм Богини Белая Тара, чьим воплощением традиционно со времен Их Величеств Елизаветы Петровны и Екатерины Великой считаются все высочайшие особы, восседающие на российском троне.
Официальный титул Марии Романовой – Глава Российского Императорского Дома Ее Императорское Высочество Государыня Великая Княгиня (де-юре Ее Императорское Величество Государыня Императрица и Самодержица Всероссийская), о чем можно прочесть и на официальном сайте РИД.
Теперь же, в год юбилея института Пандито Хамбо лам в России, в таком ключе вполне логичным выглядит приезд на празднования в Бурятию единственной признанной большинством монархистов и Русской православной церковью наследницы имераторской фамилии Романовых и Главы Российского императорского дома.
Еще в прошлом декабре были обсуждены все предварительные вопросы, касающиеся официального протокола по организации посещения Иволгинского дацана Великой Княгиней Марией Владимировной. Обязательным названо Главой Дома Романовых посещение Нетленного тела XII Пандито Хамбо ламы Даша Доржо Этигэлова. Также, по сообщениям СМИ, княгине будут представлены для знакомства работы буддийских мастеров, бурятских художников, ювелиров, резчиков по кости и дереву, чеканщиков...
Итак, мы видим, что институт Пандито Хамбо лам в России (Бурятии) всегда непосредственно был связан с наследниками трона Российской империи. Продолжая эту традицию, как мы помним, очередным воплощением Белой Тары в свое время бурятским буддийским высшим духовенством был признан и Дмитрий Медведев (бывший президент РФ). Прибывая в Бурятию в этом году, Великая княгиня Мария Романова, таким образом, могла бы рассчитывать на аналогичное отношение со стороны бурятских буддистов.
Если это и произойдет в конце июля в Бурятии, и очередное воплощение Белой Тары будет все-таки провозглашено в лице единственной на сегодня Главы императорского дома в изгнании, остается лишь надеяться, что Дмитрий Медведев или ныне действующий президент России не останутся в претензии...
Справка
Мари́я Влади́мировна Рома́нова (род. 23 декабря 1953, Мадрид, Испания) — российский общественный деятель. Единственный ребёнок от брака Владимира Кирилловича Романова, главы Российского императорского дома в изгнании (сын российского великого князя Кирилла Владимировича, провозгласившего себя в 1924 году императором в изгнании), и княжны Леониды Георгиевны Багратион-Мухранской. С 1992 года считается некоторыми монархистами главой Российского императорского дома. В 1989 году после смерти Василия Александровича, за неимением других наследников мужского пола (по мнению Владимира Кирилловича), была провозглашена своим отцом наследницей Российского престола. В 1992 году после смерти Владимира Кирилловича издала «Манифест о принятии Главенства в Российском Императорском Доме» и объявила своего сына Георгия — Наследником-Цесаревичем. Как глава Российского императорского дома Мария Владимировна признаётся Русской православной церковью и рядом общественно-политических организаций (в частности, Российским монархическим общественным движением, Российским Имперским Союзом-Орденом, Общероссийским общественным движением «За Веру и Отечество» и Общероссийской общественной организацией «Союз потомков Российского Дворянства — Российское Дворянское Собрание»), властями непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, а также зарубежной монархической общественностью. Николаем Романовичем Романовым, возглавляющим организацию «Объединение членов рода Романовых», её права на престол не признаются.
Фото: http://s87.photobucket.com
В сюжете: Российская империяимперияРоссийская СангхаПандито Хамбо ламахамбо лама Итигэловхамбо лама Аюшеев