Буряад монгол арадай Шэнэ бэлиг - обсуждение "новой Ясы"!
АРД начинает серию публикаций проекта "Буряад монгол арадай Шэнэ бэлиг" - Нового Кодекса чести бурят-монголов. Мы уже писали о том, что недавно этот проект победил в конкурсе среди общественных организаций Бурятии.
Конкурс был организован специально для того, чтобы выявить инициативы и предложения адресованные народу - как нравственный ориентир на сегодняшний день.
Теперь проект-победитель (по решению представителей национальной интеллигенции) - мы предлагаем к широкому обсуждению всей заинтересованной общественности. Нашим читателям. Высказывайтесь в комментариях!
Согласны ли Вы с тем, что предлагает РОО "Сайн Эр" и "Наследие Оэлун" в качестве "новой Ясы"? Что вы хотели бы добавить или исправить?
Ждём ваши комментарии! Судьба народа - в его руках!
Гар хухарааhаань – хамси соогоо.
Буряад монгол арадай Шэнэ бэлиг
Авторы: Республиканская общественная организация «Сайн Эр», Республиканская общественная организация «Женщины Бурятии «Наследие Оэлун». Улан-Удэ - 2014.
Шарапов Даба, Бундаева Елена, Зыдрабын Бутидма
Введение
Во времена Великой Монгольской империи на территории Евразии царили порядок, было создано справедливое государственное устройство: «Вся Золотая Орда была сплошным городом. По всей империи был установлен такой порядок, что города возводились без крепостных стен - писал Абульгази (1605-1664): «Во всех местах между Ираном и Тураном (Средняя Азия) царило такое спокойствие, что человек, отправившись с востока на запад, надев на голову золотую тарелку, не мог подвергнуться нападению со стороны кого бы то ни было». А ведь сегодня это сложнейший регион – Афганистан, Кавказ, Средняя Азия. Согласно мнению Николая Трубецкого «Чингисхан был не только великим завоевателем, но и великим организатором. Согласно государственной идеологии Чингисхана, власть правителя должна опираться не на какое-либо господствующее сословие, не на какую-нибудь правящую нацию и не какую-нибудь определенную официальную религию, а на определенный психологический тип людей...
Люди такого ценимого Чингисханом психологического типа людей ставят свою честь и достоинство выше своей безопасности и материального благополучия. Они боятся не человека, могущего отнять у них жизнь или материальные блага, а боятся лишь совершить поступок, который может обесчестить их или умалить их достоинство, притом умалить их достоинств не в глазах других людей (ибо людских насмешек и осуждений они не боятся, как вообще не боятся людей), а в своих собственных глазах. В сознании их всегда живет особый кодекс, устав допустимых и недопустимых для честного и уважающего себя человека поступков. Чингисхан был носителем большой и положительной идеи, и в деятельности его стремление к созиданию и организации преобладало над стремлением к разрушению».
Баир Дашибалов. Чингисхан. Вестник, июнь 2002 года.
Чингисхан завещал своим потомкам не дворцы и злата, а жить по законам Хухэ Мунхэ Тэнгэри, Великой Ясы «Их Засаг». Прошло время ожидания свершений от нойонов. Сегодня судьба нашего народа зависит от каждого из нас. Ты бурят! На тебе огромная роль за будущее народа!
Отрывок из Бэлиг Чингисхана:
«Чингисхан сказал:
- Дети их не слушали нравоучительных мыслей отцов, младшие братья не обращали внимания на слова старших; муж не имел доверия к жене, а жена не следовала повелению мужа, свекры смотрели неблагосклонно на невесток, а невестки не уважали свекров, большие не воспитывали малых, а малые не соблюдали наставления старших; вельможи стояли близко к сердцу служителей, а не приводили под власть людей внешних, люди богатые видели добро, но не делали могущественными правительствующих лиц и не давали укрепления; язык и путь разума и довольства не был известен.
По той причине были оппозиционеры, воры, лжецы, возмутители и разбойники. Таким людям в собственном их жилище не являлось солнце, т.е. они грабили; лошади и табуны не имели покоя; лошади, на которых ездили в авангарде, не имели отдыха, пока неизбежно те лошади не умирали, издыхали, сгнивали и уничтожались. Таково было это племя без порядка, без смысла.
Когда явилось счастье Чингисхана, они пришли под его приказ, и он управлял ими посредством твердо укрепленного закона. Тех, которые были умны и молодцы, сделал беками (начальниками) войска; тем, которые были проворны и ловки, дав на руки их принадлежности, сделал табунщиками; глупых, давши им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой-то причине дело его (Чингисхана), словно молодой месяц, возрастает со дня на день; от Неба, силою Всевышнего Бога, нисходит победоносная помощь, а на земле помощью его явилось благоденствие; летние кочевки его стали местом ликованья и пированья, а зимние кочевки приходились приятные и соответственные.
Когда благостью Великого Бога я обрел эти значения и изыскал сам собой эти мысли, то по этой причине спокойствие, ликованье и пированье достигли и до сего времени. После этого и до пятисот лет, до тысячи, десяти тысяч лет, если потомки, которые родятся и займут мое место, сохранят и не изменят закон Чингисхана, который от народа ко всему пригоден, то от Неба придет им помощь благоденствия, непрерывно они будут в веселье и пированье; Господь мира (Вселенной) ниспошлет им благоденствие; люди будут молиться за них, они будут долговечны, и будут наслаждаться благами. На это следуют следующие изречения:
1. От добротности, строгости – прочность государства.
2. Если у детей множества государей, которые явятся после этого (его), вельможи, богатыри и беки, находящиеся у них, не будут крепко соблюдать закон, то дело государства потрясется и прервется. Опять будут охотно искать Чингисхана и не найдут.
3. Яса Чингисхана запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид и забывать их совершенно.
4. Яса предписывает: любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, почитать старших и нищих».
В монгольском мире было создано общество настоящей гармонии и справедливости, к которому стремится в течение всей истории человечество.
- Монголы – настоящие патриоты.
- В обществе – социальная справедливость.
- В отношениях с природой – гармония.
- Между людьми – взаимовыручка
- К деньгам – умеренность.
- Монголы выносливы и крепки духом.
Буряад монгол арадай ёhо заншал
1. Бурят-монголы живут и действуют согласно воле Вечного синего неба!
2. Бурят-монголы живут по принципу «Духа степной взаимовыручки».
Самый страшный поступок для монгола –предательство.
3. Монголы с презрением относились к «комфорту», к стремлению оседлых народов окружать себя роскошью и изобилием. Монгол ценит превыше всего свободу.
4. «Их Хориг» - «Великий запрет» - так называлась территория вокруг Байкала и считалась священной. Великий Чингисхан завещал потомкам беречь эту землю. Здесь нельзя было охотиться, рубить деревья...
Наши предки почитали Небо и Землю, брали у природы ровно столько – сколько необходимо для жизни и пропитания. Ничего лишнего! Они не думали только о себе. Они всегда помнили о нас – своих потомках.
Что оставим нашим детям и внукам мы?
5. У природы бери ровно столько, сколько тебе необходимо по минимуму – в меру.
6. Не оскверняй воду, землю, огонь!
7. Совершая любое действие, подумай – что останется после тебя твоим потомкам.
8. Действия каждого бурят-монгола должны быть направлены в первую очередь на улучшение жизни своей Родины, своей земли, своего народа! Каждый из нас должен стремиться стать лучше и умнее, чище
и добрее. Мы как народ должны совершенствоваться, начиная работать над собой, над улучшением своего рода.
9. Мы пришли на Землю – изменить себя к лучшему. Общество меняется тогда, когда каждый меняет себя к лучшему.
10.Сейчас основная проблема заключается в том, что мы говорим одно, думаем – другое, делаем – третье. Нам всем нужно научиться говорить, думать и делать – одно!
11.Внутренняя историческая мотивация бурят – буян.
12.Самое главное для бурята – свобода!
Продолжение ...