Как хана Тамерлана "устрашила" Икона Божьей Матери, и он раздумал идти на Москву
В четвёртый раз в российском городе Ельце, напротив Вознесенского собора, была исполнена опера «Легенда о Граде Ельце» современного композитора Александра Чайковского, профессора московской консерватории.
В спектакле приняли участие оперные артисты театров Москвы и певцы Липецкой филармонии, сводный симфонический оркестр, хорошо известный Саратовский губернский театр хоровой музыки и липецкий ансамбль «Жемчужина». В масштабных сценах были задействованы более ста членов клуба военно-исторической реконструкции «Копье», а в сценах с конницей – клуб «Кристалл», пишет Липецкая газета.
Либретто оперы написано тремя авторами: А. Карасик, Р. Ползуновой, А.Чайковским. Постановщик – столичный режиссёр Георгий Исаакян, обладатель премии «Золотая маска».
Опера, кстати, написанная по заказу администрации нашей области, рассказывает о походе Тамерлана на Москву, внезапно прерванном под Ельцом. Согласно легенде, во сне ему явилась Дева Мария. В тот же день жители Москвы встречали Чудотворную икону Божией Матери и молились о спасении от страшного нашествия. В итоге Тамерлан, устрашённый видением, повернул своё войско обратно.
События оперы разворачиваются не только на берегу, но и на воде, в трёх временных отрезках – в 1395, в 1941 году, когда была вскрыта могила Тамерлана, и в наши дни.
На спектакле присутствовало более 2000 зрителей из разных областей. Уже за два часа до начала вереницы первых зрителей потянулись по живописному берегу реки к месту предстоящего действа. Очарование тёплого летнего вечера и силуэты храмов древнего Ельца создавали праздничное и торжественное настроение. Рано пришедшие зрители не скучали, потому как их встретила звонкая, яркая, народная мини-ярмарка с сувенирами и угощениями.
Звуки музыки вплелись в летний вечер неожиданно естественно. Действие развернулось панорамной картиной сразу на нескольких планах, в нескольких временах и на обоих берегах реки, вовлекая зрителей в историческую действительность и не отпуская их внимания до окончания спектакля. Елец и Москва, русичи и монголы, конница и крестный ход, видение иконы Божией матери на фоне силуэтов храмов древнего города завораживали зрителей. Великая сила искусства и природы никого не оставили равнодушным.
АРД сообщал о том, что партию Тамерлана должен был исполнить в спектакле известный в Монголии оперный певец Чимэд Энхтайван, но его заменили на российского исполнителя.