«Какой же вы эффект хотите, когда тут у вас все пьяные, даже духи?»
Профессор антропологии Гарвардского университета Аня Бернштейн рассказывает, как наука смотрит на происходящее сегодня с религией, уфологических сектах и своем путешествии по Индии в компании бурятских лам
Вы посвятили книгу и фильм бурятскому буддизму и шаманизму. Как вы заинтересовались этой темой?
Сначала у меня был романтический интерес к тибетскому буддизму — хотелось узнать, что же это за загадочная такая религия. Я начиталась буддийской философии, а потом поехала в Индию изучать тибетский буддизм. И когда я летела из Лондона в Дели, самолет сделал остановку в Москве, и в салон вошла целая группа монахов, о которых я подумала, что это тибетцы. Но они заговорили по-русски. Я до этого слышала, что в России есть буддийские регионы — Калмыкия, Бурятия, Тува, — но я совершенно ничего про это не знала. Этим самолетом в Дармасалу летел Хамбо-лама. Я стала с ними разговаривать, потом я постоянно встречала бурят в Индии, и они убедили меня в том, что бурятский буддизм — это очень интересно. Я ездила повсюду с двумя ламами и наблюдала их реальную практику.
Самое интересное — это как высокая буддийская философия соединяется с практикой, как проявляется в жизни. Летом ламы занимались в основном совершением обрядов, которые тесно связаны с местным шаманизмом, — это подношения духам воды нагам, огненные подношения и другая ритуальная практика. Потому что власть ламы, который не может усмирить духов, будет нелегитимной.
Например, после неудачного ритуала вызова дождя ходили слухи, что дождь не пошел потому, что это делал тибетский лама, у которого нет связи с местными духами. И поэтому духи не приняли подношения. Это связано с формированием местной современной идентичности — там, с одной стороны, огромное уважение к тибетцам, а с другой — говорят, что нужно развивать свой национальный буддизм. Но популярен и буддийский модернизм — это то, что проповедует Далай-лама XIV, который дружит с наукой, выступает за реформы и собирается улучшать положение женщин. Он практикует буддизм как религию, а на Ззападе представляет его как философию или психологию — просто умеет менять культурные контексты, понимает разные культурные коды.
В буддизме тоже есть тема «высокой» и «низкой» культуры — интеллигентской и народной?
Да, народный буддизм связан с шаманизмом, добуддийскими верованиями. Подношения духам совершаются в виде капания, все постоянно капают молоком, водкой, чаем. Когда есть садишься, берешь из чашки и капаешь на стол.
А интеллигенция группируется вокруг тибетских лам и трансформирует религию, создает мирские сообщества. В центрах дхармы некоторые обряды проводят уже и без лам. Одна из популярных сейчас идей буддийского модернизма — что буддисты должны быть вегетарианцами. Появляется идея некоего «более правильного» буддизма, который якобы есть в Тибете: «там, наверное, вообще никто не ест мясо, а у нас тут в Бурятии все немного деградировало». Люди говорят, что ритуалы проваливаются, потому что духам подносят мясо и водку, а это неправильно — как говорил один лама: «Какой же вы эффект хотите, когда тут у вас все пьяные, даже духи?» На самом деле традиционно это было и в Тибете — гневным божествам всегда подносили мясо и алкоголь, но новый модернистский взгляд, скорее интеллигентский, говорит, что это неправильно.
А гендерные вопросы для буддизма тоже актуальны?
Конечно, я поняла это, как только оказалась в монастыре в Индии, где много бурят. Мужчины едут в монастырь, чтобы учиться, и даже те, которые недоучиваются, возвращаются и делают религиозную карьеру — это очень повышает их статус. Женщины же, которые приезжают в Индию, считаются неудачницами, которые не реализовались в семье либо развелись, и к ним полное презрение, особенно со стороны монахов. Женщины не могут найти себя в институтах буддизма, потому что в Бурятии женского монашества нет. Сейчас делаются какие-то попытки его создать, но пока это неуважаемая практика — побрить голову и не иметь детей считается очень неприличным. Немногие это делают — надо ехать в Индию, получать посвящение. При этом в Бурятии много очень образованных женщин — духовных искательниц, которые группируются вокруг тибетских лам, вокруг разных практик. Они не вписаны в структуру буддизма, это порождает недоброжелательство, критику. Их называют космонавтами, улетевшими.
Интервью полностью на - Эксперт Online
Источник: Русский Репортер
В сюжете: БурятиябуддизмИндияшаманизмантропологиянаукарелигиоведение