Монголия – главный конкурент Кыргызстана в "кочевом туризме"
В первой части статьи был представлен сравнительный анализ туристической политики правительств Узбекистана и Кыргызстана. В этой же части экспертом Бакытом Турдумамбетовым анализируется политика Монголии в сравнении с Кыргызстаном.
Монголия – главный конкурент Кыргызстана в туристическом сегменте «Кочевая культура»
Монголы в Берлине рекламируют свою страну в качестве Официальной страны-партнера ITB Berlin 2015
ITB Berlin – это ежегодная крупнейшая в мире туристическая ярмарка-выставка, которая в 2016 году будет проведена уже 50-й раз. В этом 2015 году 49-я ведущая выставка путешествий и туризма собрала в Берлине более 10 000 экспонентов из 185 стран мира и 26 залов выставочного комплекса Messe Berlin площадью 160 тыс. кв. м были полностью заняты. При этом правительство Монголии потратило всего лишь $2,7 млн – чуть больше того, сколько было потрачено официально нашим правительством из бюджета на проведение Всемирных игр кочевников – около $2 млн. Но каковы результаты? Цифры в таблице говорят сами за себя.
Сравнение event-мероприятий Монголии и Кыргызстана, направленных на привлечение туристов
Название мероприятия |
ITB Berlin 2015 (Статус Монголии – официальный партнер) |
Всемирные игры кочевников (Статус Кыргызстана – принимающая страна) |
Бюджет мероприятия |
$2,7 млн (5 млрд монгольских тугриков) |
$2 млн (102 млн сомов *53,32 по курсу на сентябрь 2014 года) |
Географический охват |
5 континентов, 185 стран |
1 континент, 19 стран (по другим данным 10 стран) |
Количество профессиональных посетителей (из сферы международного туристического бизнеса) |
110 000 (из них 45 000 иностранцы, т.е. около 40%) |
Данные отсутствуют. Предположительно, профессионалов из сферы международного турбизнеса было не более 10. |
Количество частных посетителей |
50 000 (из них половину составляют немцы – нация с самыми высокими расходами на путешествия в мире, а другую половину – иностранцы, в основном из западных стран) |
45 000 (из них 90% составили местные посетители, т.е. кыргызстанцы) |
Количество журналистов |
7 000 (из свыше 90 стран) |
250 (из около 15 стран). По другим данным – 180: 100 местных и около 80 иностранных (www.limon.kg) |
Количество крупнейших компаний-потребителей |
850 |
0 |
Количество делегатов конференции, проведенной в рамках мероприятия |
23 000 |
Нет данных |
Оборот сделок |
€6,7 млрд (www.itb-berlin.de) |
$9,9 млн (по данным М.Чакиева) |
В первой части статьи я отметил, что Всемирные игры кочевников у нас были проведены 2 раза: второй раз – в условиях строгой секретности специально для сына Президента Турции! Но наши власти помалкивают о втором вообще, не говоря уже о его бюджете. Компетентные правители наоборот должны были сделать рекламу именно на втором, подчеркивая, что в Кыргызстан приезжают отдыхать дети президентов крупных государств! Эта новость могла бы быть мощнейшей рекламой для Кыргызстана в привлечении богатых элитных туристов.
Департамент туризма Минкультуры КР не может даже обновить информацию собственного сайта (deptourism.gov.kg), который всего лишь на двух языках в то время как Министерство охраны окружающей среды, экологического развития и туризма Монголии давно уже запустило интернет-продвижение своей страны на 6 мировых языках: www.mongolia.travel. Также страна Чингисхана хорошо представлена на портале www.mongoliatourism.org, который поддерживает развитие ответственного экотуризма.
Правительство Монголии продвигает туризм не только через Интернет, но еще оно активно создает условия для беспрепятственного прилета гостей из богатых регионов мира. В качестве примера можно привести прямой авиарейс из Берлина в Улан-Батор, столицу Монголии, занимающий всего 7 часов. Из любой точки мира в страну Чингизхана можно попасть благодаря более 180 международным маршрутам авиакомпаний Mongolian airlines MIAT и Hunnu Air, Turkish Airlines, Aeroflot, Korean Air и Air China. За 10 лет – с 2003 по 2013 гг. – число авиапассажиров выросло в два раза, достигнув 800 тысяч.
В настоящее время прямые авиарейсы в Улан-Батор доступны из Берлина, Франкфурта, Парижа, Москвы, Стамбула, Токио, Осаки, Пекина, Сеула, Бишкека, Сингапура, Гонконга и Бангкока (mrt.gov.mn). А чтобы попасть в Кыргызстан, европейцы вынуждены останавливаться или в Москве и Стамбуле, или же в Алматы, поскольку наше правительство так и не смогло способствовать запуску хотя бы одного прямого авиарейса из Европы!
При всем этом снова следует отметить, что правительство Монголии, как и правительство Узбекистана, не гонится за количеством туристов, и в своих поставленных целях по туризму строго указывает на привлечение туристов, которые будут тратить не ниже среднемировых расходов – $1000 с каждого туриста. Миллионный посетитель у монголов запланирован к 2020 году, а сама Правительственная программа по развитию туризма рассчитана до 2025 года (National Tourism Development Program, Mongolia). А у нас, как было отмечено в первой статье, нет никакого официально принятого документа, обозначающего туристическую политику государства, что говорит о хаотическом развитии рынка.
Даже туристический логотип Монголии со слоганом «Nomadic by Nature» очень кратко, ясно и точно передает то, что предлагает эта страна мировому туристическому рынку: кочевую культуру и природу. Бесспорно логотип Кыргызстана красивый и очень красочный, однако там много каламбура и слоган «So much to discover!» ничего конкретного в плане турпродукта не предлагает, что уменьшает привлекательность бренда, т.е. при виде его мало кто с конкретной туристической целью захочет путешествовать по нашей стране. Ну, типа, «у нас много всякого и поэтому приезжайте, чтобы самим искать конкретно то, что вас интересует»!
Туристические бренды Монголии и Кыргызстана
Вообще, нынешнее отношение наших властей к туризму, объявленному приоритетным сектором экономики, странное. Дело в том, что начиная с 2012 года постреволюционные власти рассматривают туризм как часть культуры и, как следствие, в структуре правительства отрасль находится не в экономическом, а в социальном блоке – в рамках Министерства культуры, информации и туризма. Это произошло после того как в начале 2012 года президент А.Атамбаев официально посетил Турцию, где туризм курируется Министерством культуры и туризма. Последнее логично для Турции, поскольку главным ресурсом туризма этой страны является именно ее разнообразная культура, связанная со многими цивилизациями и империями, имевшими место быть на ее огромной территории в исторические времена. И, во-вторых, Министерство культуры и туризма Турции находится в экономическом блоке ее правительства и ведет чисто экономическую политику, нежели социальную.
Даже Монголия – наиболее вероятный претендент на авторство исчезающей кочевой культуры – рассматривает туризм вкупе с экологическим развитием и природой, что видно в названии курирующего отрасль Министерства – охраны окружающей среды, экологического развития и туризма.
Наш главный ресурс в туризме – это не культура, а горная природа, включая 2-е по величине в мире высокогорное озеро Иссык-Куль. Поэтому наше правительство должно рассматривать туризм как отрасль экономики вкупе с сохранением горной природы, как это делают успешные горные страны как Швейцария и Новая Зеландия, а также наши конкуренты: Монголия и Непал.
Последний, как высокогорная азиатская страна, является нашим основным конкурентом в сегменте альпинизма и треккинга. Однако Кыргызстан очень сильно проигрывает Непалу, где один турист тратит более $550, т.е. почти в 4 раза больше, чем у нас! Там конкурируют более 1100 альпинистских агентств, которые создали более 100 тысяч рабочих мест и приносят более полумиллиарда американской валюты, в то время как альпинистский рынок Кыргызстана в настоящее время практически монополизирован одной только компанией, причем с российским капиталом! Но об этом и об опыте Непала я подробнее напишу в следующей статье.
Источник: analitika.akipress.org
В сюжете: туризм в МонголииКыргызстан