Уран и соло - символы хоринских родов
Родовые ураны (кличи) и соло (прославления) содержат интереснейшую информацию о происхождении и особенностях хоринских родов.
Для хоринцев, как и для казахов, свойственно особое значение придавать так называемым «родовым кличам», уранам. До самого недавнего времени в ряде местностей уран был визитной карточкой хоринца, каждый должен был знать свой клич, хотя условия, при которых эта традиция приобретала актуальность, постепенно ушли в прошлое.
Тем не менее, по свидетельствам бурятских фолькористов, еще десяток лет тому назад пожилые хоринцы, проживающие в Шэнэхэне (КНР), при знакомстве спрашивали друг друга «ямар ураатайбши?» (бур. какой у тебя клич?). Как видим, в данном примере клич выступает на первый план, оттесняя даже родовую принадлежность, поскольку у хоринцев уран может быть общим на несколько родов. В казахской же традиции боевые кличи четко дифференцированы по родам.
В старину уран использовался в качестве боевого клича, а также как пароль и своеобразный позывной для ориентировки. При звуке своего урана и дополнительных команд приписанные к урану бойцы могли понять, где находится их подразделение и куда оно должно направляться.
У казахов клич также служил просьбой о немедленной помощи сородичам, при этом был у них и общеказахский клич, заслышав который, каждый казах должен был откликнуться.
В докладе Доржо Дарбаева, написанного в 1839 году, перечисляются те хоринские ураны, которые были установлены приблизительно с 1711 года: род галзут - «да-а-кэй, да-а-кэй», роды хуасай, шарайд и гушид - «хандагай», роды бодонгут, хальбин, саган и батанай - «шиу-а» или «шиуу-а», род худай - «шиулу-а», род кубдут - «бγргэд», харгана - «бγргγй». В одной из копий доклада для батанай указан уран «шину-а», а для кубдутов - «чину-а». Это разночтение помогает установить, что клич «шиу-а» происходит от классического монгольского činu-a, что означает «волк».
На первый взгляд, звучание урана худайского рода примыкает к этому же термину, но в фольклорных записях 20 века встречаются варианты «шильбγэн» и «шэлγγhэн», последний термин в переводе с бурятского означает «рысь». Названия сильных и свирепых животных вообще часто встречаются в боевых кличах разных народов, в том числе у казахов и - как видим - у бурят. Клич трех родов «хандагай» означает «лось», этот мотив находится и в шаманской поэзии монгольских бурят (здесь и далее записи Болдын Батмунха), предположительно сохранившей мотивы из старинных родовых соло (ритуальных прославлений):
Хөвч нутгийн манаач
Хандгай унаатай Хуасай
(Горных хребтов караульный
Лося оседлавший Хуасай)
Характерно, что в перечне 11-ти сыновей Хоридоя с прославлением каждого из них, мотив лося привязан именно к Хуасаю, второму по старшинству сыну.
Клич кубдутов (третий по старшинству род) «бγргэд», в классическом монгольском bürgüd, переводится как «орел (беркут)». Харганатский уран также имеет близкий к кубдутскому кличу вариант «бγрхэ-э»; очень вероятно, что изначально обе группы имели один и тот же клич.
Ниже для примера приводим строки из шаманского призывания о сыне Хоридоя Харгана, записанного у монгольских бурят:
Хөдөө хээрээр явдалтай
Хар харгана тγлштэй
Хар хонь тайхтай
Халтархан хγбγγн Харгана
Как могло получиться, что несколько родов имели один клич, и, напротив, как общий для двух родов клич мог «разделиться»? Хоринское общество показывает удивительную смесь архаических родовых и военно-феодальных черт. Традиция уранов сама по себе восходит к родовому обществу, но у хоринцев она явственно вышла за старые рамки. Поскольку ураны использовались прежде всего на войне, а война требует рационального подхода, то хоринцы не стали цепляться за незыблемость традиций, а приспособили ее к военно-феодальным нуждам.
Маленький по численности род и большой род в патриархальном обществе одинаково формируют отдельные воинские подразделения, что очевидно неудобно и не рационально.
На войне требуются стандартизированные по численности армейские единицы, поэтому у хоринцев видимо задолго до 1711 года воины из небольших родов сводились в одно подразделение, которое получало свой клич. С другой стороны, огромный по численности род мог формировать два и более «стандартных отрядов», возможно поэтому кубдуты и харгана некогда разделились, образовав два рода с разными, хотя и очень похожими по звучанию уранами. Два этих рода, а также хуасай, относятся к числу самых крупных, по численности они больше иных племен и народов, при этом исследователи давно отмечают некоторую, трудно уловимую близость кубдутов и харгана.
Между прочим, уран «хандагай» (лось) — общий для трех родов, из которых хуасай — крупнейший, и именно его предок называется «оседлавшим лося» в шаманской поэзии. Не отражается ли тут факт распространения исконно хуасайского клича на два других рода, шарайт и гушит?
Амбан улаан шарыг
Ачилга уналганд эргγγлсэн
Шарын маханд цаддаггγй
Сайхан хγбγγн Шарайд
Арангай улай дуудулсан
Анчин сайхан Гушид
Процесс роста численности родов к концу 18 века привел к разделению уже самих кубдутов, харганатов и хуасаев на восточную и западную группы. Однако даже в половинном составе каждая из таких групп обладала внушительной численностью и, возможно, поэтому относительно кубдутов и харгана позже появляется много расхождений по вопросу об их уранах. Например, кубдутам иногда приписывают ураны «чину-а» (волк) и «хара нохай» (черный пёс), хотя в целом память о кличе «бγргэд» сохраняется по сей день в разных территориальных группах этого рода.
Вероятно в силу большой численности люди из кубдутского рода иногда разделялись, часть из них могла формировать отдельный отряд, часть — усиливать другие отряды в облавных охотах, поисково-спасательных операциях и набегах, но в целом клич «бγргэд» сохранялся как главный общеродовой. Это отразилось и в стихотворных строках шаманских призываний и прославлений:
Хан Хурмаст тэнгэрийн манаач
Хар бγргэд унаатай
Хөөрөлдөөн ихтэй Хγбдγγд
У тугнуйских хори бытовал свой вариант родового соло кубдутов:
Хара тэнгэриин манаатай
Хара бγргэд унаатай
Хөө хара тэнгэреэр
Хөөрэдэг Хγбдγγд
Не вполне понятной остается ситуация для урана рода худай. На первый взгляд, для обладания уникальным ураном он не так велик числом людей, и политически не так значим, как галзутский род, чаще всего выдвигавший тайшей. В данном случае можно предположить два варианта. Худайи могли когда-то иметь общий с родами бодонгут, хальбин, саган и батанай уран «шиу-а» (исторически - «волк»), но в докладе Дарбаева произошла небольшая описка и термин был записан как шиулу-а. Позднее эта описка как-то повлияла на устную традицию, где отмечаются варианты «шильбуэн» и «шэлγγhэн» (рысь). Либо наоборот, Дарбаев не правильно записал худайский уран, который изначально звучал «шэлγγhэн».
Хэрж тэнэж нисдэг
Хар шубуу хэлтэй
Худал γнэн хоёрыг
Дэнслэн байж ялгадаг
Хуудуугγй Худай хγбγγн
Четыре хоринских рода согласно докладу Дарбаева имеют общий уран «шиу-а» (волк) - бодонгут, хальбин, саган и батанай, из них два последних считаются «младшими», т. е. образованными позже других. Все эти роды не очень велики числом, хотя в прошлом батанай (или батлай: batunai / batulai) представляли собой нечто большее, чем просто род. Первые русские, которые столкнулись с западной группировкой хоринцев в Ольхонском районе, называли их «коринцы и батулинцы» (или «корильцы и батунинцы»), что явственно восходит к двойному термину хори батунай, аналогичному более раннему хори тумат.
Если соотношение названий хори и тумат для 13 века объясняется в письменных памятниках как «племя и войско, воинственное и мятежное», «особое племя и войско», т. е. туматы выступают как военное формирование племени хори, то и в случае с хори батунай следует усматривать нечто подобное.
Батунай, очевидно, был наследием давней традиции юношеских воинских союзов, в которых мужская молодежь проходила обряды инициаций и военно-охотничье обучение. Традиция эта корнями уходила вглубь веков и уже должна была бы исчезнуть, но у хоринцев почему-то долго держалась другая традиция, питавшая воинские союзы мобилизационным контингентом.
Речь о хоринском праве, согласно которому старший сын при разделе имущества в случае кончины отца получает только панцирь и меч, что подразумевает его судьбу этим оружием самому добывать себе всё остальное.
Это тема для отдельного крупного исследования, а пока добавим, что более двадцати лет спустя русские снова встретили ту хоринскую группировку (уже в другом месте) и на сей раз опознали ее как «коринцы и батуринцы», т. е. вместо слегка «детского» термина батунай «крепенький» появляется титул баатар «батур» (что часто ошибочно переводят как «богатырь»). Юноши повзрослели и перешли в новый статус, при этом в состав группировки за 20 лет не поступало новобранцев. Традиция начала прерываться в середине 17 века, бывшие батунаи расходились обратно по своим родам, и лишь последние из воинского братства под конец столетия сформировали новый, 11-й род.
Знаменательно, что Батанай (единственный из 11-ти) именуется батуром в шаманском призывании монгольских бурят:
Хар бар унаатай
Хар жороо дуудлагатай
Хад байц тахилгатай
Баатар хγбγγн Батнай
Что касается рода бодонгут, пока не удается найти дополнительных данных о вариантах урана и особенностях военного дела. Можно только предполагать, что в средние века этот род числом в процентном соотношении к численности всего племени занимал более заметное место среди хоринцев. Осколки бодонгутов встречаются не только среди ойратов (как осколки всех хоринских родов шаралдайской пятерки), но - как сообщал исследователь Базар Цыбенов - и в Маньчжурии. Впрочем, кубдуты также присутствуют там и там.
Об основателе бодонгутского рода монгольские буряты поют следующие строки:
Нар саран дуудлагатай
Хөрс шороо эргэлэгтэй
Төлөг мэргэ тавьдаг
Бодол ихэт Бодон хγбγγн
К вопросу о роде хальбин надо добавить такой момент, что хотя это и не очень большой род, но в старинных прославлениях его упоминают как «служащий крепостью и бронёй всему множеству сыновей (Хоридоя)».
Хамаг олон хγбγγдийгээ
Хамгалж хγрээлж хуягладаг
Хар хэцэт Халбин хγбγγн
Не исключено, что некогда этот род отличился на войне и в память о заслугах формировал собственное подразделение, наделенное особыми функциями.
Саганский род был образован предпоследним, но, хотя этот эсэгэ является «молодым», по какой-то причине его почетных представителей считают старшими и на пирах ставят им угощение морин төөлэй. К особенностям этого хоринского рода относится тот факт, что в нем, единственном, нет внутренней структуры в виде хухуров или кланов.
В некоторых случаях встречается попытка выделить в нем кланы, например, баянгу и хэнзэгэй, однако эта попытка резко контрастирует с обычной хоринской практикой считать основателей кланов внуками Хоридоя, поскольку Баянгу и Хэнзэгэй являются потомками прародителя хоринцев в шестом и седьмом поколениях соответственно.
Есть основания полагать, что саганский род формировали по древнему обычаю, выделив из числа более ранних родов особо почитаемых старейшин, или одного старейшину, и собрав вокруг основателей, или основателя, нечто вроде средневекового монгольского иргена.
В свое время Чингисхан пожаловал бааринского нойона титулом бэки, сказав: «По монгольским правилам для линии нойона есть обычай становиться бэки. Потомок старшего в роде Баарин. Линия бэки у нас издревле. Пусть Усун Эбугэн станет бэки. Теперь, когда его возвели в бэки, пусть он носит белую одежду, пусть ездит верхом на белом мерине, пусть ему оказывают почет, сажая на первое место, и пусть так будет из года в год, из месяца в месяц». Как отголосок древнего обычая род, судя по всему, и был назван сагаан «белый».
Интересно, что шаманы монгольских бурят упоминают белого кречета (цагаан шонхор) в качестве опоры основателя саганского рода:
Цахар цагаан морь унаатай
Цагаан шонхор тγшлэгтэй
Сайхан хγбγγн Цагаадай
Наконец, мы подходим к вопросу об уране галзутского рода, затрагивая также немаловажный момент о предположительном существовании общехоринского урана. В докладе Дарбаева и в известных нам фольклорных источниках клич галзутов звучит без особых разночтений «даа-кэй» (или «даа-гай» / «даа хэй»). Переводу это практически не поддается. При желании термин, конечно, можно было бы разложить уран на даа «великий» и хий «воздух», но сами хоринцы не склонны воспринимать этот уран в таком ключе. Прославление предка галзутов у монгольских бурят никакой информации об уране этого рода не даёт:
Хувь заяаны зохиолгоор
Зулай зулайгаар холбоотой
Хγн болж төрсөн
Гал манасан Галзуут
Остаётся вероятность того, что уран «даа хэй» является звукоподражанием чему-то, точнее, происходит от этого. В летописи Вандана Юмсунова, кажется, имеется сюжет, дающий подсказку в поиске:
«Оказавшись в безвыходном положении, хоринцы сделали фигуры людей из растения хартагана на перевале Алтан-горы, находящейся по эту сторону реки Баргузин и привязали их к оседланным коням в количестве около сотни, надели на них полное облачение, брони и шлемы, нацепили им луки и налучья и посадили их верхом. Во время сражения они прогнали с гиканьем тех коней своих с хартагановыми чучелами перед монгольским войском, и когда те прибыли неотступными и непоколебимыми, монгольское войско остановилось, в удивлении говоря: “Что за смелое войско!". В то время из-за находившегося по ту сторону их северного склона хребта того перевала прилетели, издавая свои клики, осенние перелетные стаи лебедей. Тогда те монгольские воины, жители степей, не видавшие до того перелета многочисленных стай лебедей и не слыхавшие издаваемых ими кликов, вследствие этого не распознали того. Полагая, что прибыло в помощь и пополнение народу этих одиннадцати отцов хоринских многочисленное чужестранное войско, они обратились в бегство и вернулись назад».
Таким образом, есть большая вероятность того, что хоринцы некогда имели клич, происходящий от звукоподражания кликам лебединых стай, что позднее отразилось в появлении такой легенды.
Звукоподражательные боевые кличи достаточно часто встречаются в традициях разных народов, например, у тех якутских групп, которые близки по происхождению бурятам, бытовал обычай издавать в бою клики лебедя, волчий вой и подобные звуки. Думается, где-то здесь кроется разгадка происхождения урана «даа кэй». При этом, поскольку в легенде о пролёте над хоринским войском лебединых стай во время битвы речь идет о всем народе, а не только о галзутах, можно предположить, что «даа кэй» был и общехоринским кличем. С того времени, когда галзуты стали родом общехоринских лидеров, тайшей, «даа кэй» стал считаться галзутским ураном, хотя, не исключено, что еще долгое время он все же мог одновременно использоваться и в качестве общехоринского.
В сюжете: солохорихори-бурятыуран