Есть ли особый статус у Усть-Орды?
Почему через 10 лет после объединения с соседями жители бурятских округов считают себя обманутыми? Такие вопросы невольно возникают после прошедших в Иркутске публичных слушаний по особому статусу Усть-Ордынского округа.
Напомним, что объединение двух из трех существовавших в статусе самостоятельных субъектов Российской Федерации до 2007 года бурятских национально-государственных образований, - Усть-Ордынского Бурятского округа и Агинского Бурятского округа, - с более крупными соседними регионами состоялось в рамках начавшегося в нашей стране в 2003 году процесса "укрупнения регионов" за счет слияния небольших по численности населения национальных округов с более крупными регионами (областями и краями) с преимущественно русским населением.
"Нас обманули"!
На референдуме об объединении Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО) с Иркутской областью, который состоялся на территории этих двух субъектов Федерации округа в 2006 году, проголосовали "за" 97 % участников голосования в самом округе и 89,7 % в Иркутской области. По результатам референдума округ лишился статуса субъекта Российской Федерации и с 1 января 2008 года вошел в состав Иркутской области, а в 2010 году в новом объединенном субъекте был принят региональный закон об особом статусе округа.
В 2007 году, на следующий год после референдума в Прибайкалье, аналогичный плебисцит с подобными же результатами прошел в Агинском Бурятском автономном округе (АБАО, "за" - 94 % проголосовавших) и в Читинской области ("за" - 90,3 %). После этого в том же 2007 году был образован новый объединенный субъект Федерации - Забайкальский край. До настоящего времени закон об особом статусе округа так и не был принят, хотя это было одним из условий объединения.
Уже в 2012 году в Забайкальском крае проводился социологический опрос, в ходе которого на вопрос: "Если бы сейчас проводился референдум, то Вы бы проголосовали?" за объединение отдало свои голоса гораздо меньше его участников. Например, на территории Агинского Бурятского округа "за" проголосовало бы всего 16,7 % респондентов. На остальной территории Забайкальского края, то есть, в административных границах бывшей Читинской области, вновь объединиться захотели бы 58,3 % участников опроса.
на фото: особый статус УОБО делает упор на этническую идентичность бурят
При этом, большинство жителей округа отметило, что после объединения и утраты округом статуса самостоятельного субъекта Федерации условия жизни значительно ухудшились - упал уровень доходов, уменьшилось количество рабочих мест, ухудшилось состояние экономики, увеличилась миграция из округа.
Похожие настроения фиксируются наблюдателями и в Усть-Ордынском Бурятском округе, где среди населения часто можно услышать оценки в духе "нас всех обманули"! Сегодня в расположенном в 70 километрах от Иркутска административном центре округа поселке Усть-Ордынском много людей, ранее занятых в упраздненных ныне окружных и федеральных структурах, остались без работы и вынуждены искать ее в областном центре. Закрылось также множество коммерческих предприятий.
Сегодня утром и вечером на автодороге, соединяющей Иркутск с поселком Усть-Ордынский, в многочасовой пробке выстраиваются колонны из авто, в которых жители административного центра УОБО едут на работу или с работы. Живший до 2007 года шумной жизнью регионального центра поселок городского типа Усть-Ордынский сегодня зримо деградировал и похож на обычный райцентр.
Первый упрек
В настоящее время Усть-Ордынский Бурятский округ, в котором проживает около 123 тысяч человек, объединяет шесть районов - Аларский, Баяндаевский, Боханский, Нукутский, Осинский и Эхирит-Булагатский.
До недавнего времени единственным человеком, который поднимал на федеральном уровне вопрос о реализации закона об его особом статусе округа, был бывший депутат Государственной думы России от Бурятии, а ныне член Совета Федерации от Иркутской области Вячеслав Мархаев.
на фото: Вячеслав Мархаев и губернатор Иркутской области Сергей Левченко (оба в центре) с представителями УОБО
- По итогам прошедших (после объединения - АРД) лет можно говорить, что население округов (УОБО и АБО - АРД) считает себя обманутым: объединение обернулось крайне негативными последствиями для населения. Отмечено массовое переселение коренного населения в Республику Бурятия, - заявлял на одном из пленарных заседаний Госдумы несколько лет назад Вячеслав Мархаев. - Перед референдумом были приняты федеральные законы, в которых были оговорены все условия и социально-экономические последствия объединения, были даны гарантии особого статуса Усть-Ордынского округа и Аги. Премьером (в то время Путиным - АРД) было обещано, что в Иркутской области в случае объединения будет обеспечено полное финансирование строительных, в том числе незавершенных, объектов - дома ветеранов, перинатальных и спортивных центров, средних школ и других объектов, было заявлено о трудоустройстве служащих ликвидированных окружных ведомств и федеральных структур. Общественность считает, что особый статус округа в реальности не получил должного воплощения. Нет ясности по вопросам бюджета округа, обещанное увеличение финансовой поддержки развития национальной культуры и языка осталось обещанием! Что касается Аги, то округ сегодня отброшен в социально-экономическом отношении на десятилетия назад.
Это было первым упреком федеральной власти, высказанной в парламенте России. Правда в то время Вячеслав Мархаев еще не имел прямого отношения к делам избирателей в бурятских округах. Сегодня, по прошествии нескольких лет дело со строительством объектов в Усть-Орде значительно улучшилось, хотя ряд объектов остаются незавершенными.
Указ Путина не выполнен за 10 лет
Как сообщила в начале февраля 2016 года новый глава Усть-Ордынского округа Марина Иванова, по указу президента России Владимира Путина от апреля 2006 года в рамках федеральной поддержки решения об объединении округа с Иркутской областью на территории округа должны были на средства федерального бюджета возвести 15 объектов:
- детский дом, перинатальный центр, противотуберкулезный диспансер и Дом спорта в поселке Усть-Ордынском;
- центральные районные больницы (ЦРБ) в селе Баяндай, поселках Бохан и Кутулик, районные поликлиники в селах Новонукутск и Оса,
- школы в селах Каменка и Хохорск Боханского района, Русские Янгуты Осинского района, Тыргетуй Аларского района, Хогот Баяндаевского района, а также в деревне Харануты Алужинского сельского поселения Эхирит-Булагатского района.
на фото: глава УОБО Марина Иванова (слева) на слушаниях по особому статусу округа
Через 10 лет из этих 15 объектов до сих пор не завершены все три ЦРБ в Баяндаевском (с. Баяндай), Боханском (п. Бохан) и Аларском (п. Кутулик) районах, а также детский дом в поселке Усть-Ордынском. Эти четыре объекта-"долгостроя" администрация округа отнесла к объектам "высокой степени готовности" и надеется на то, что они будут завершены, возможно, в 2016 году. Например, ЦРБ в Баяндае строители планируют сдать в эксплуатацию до мая этого года.
К строительству Дома спорта в окружном центре (первоначальная стоимость - более 200 млн. рублей) еще не приступали, и перспектива этой стройки неясна. Таким образом, указ Владимира Путина полностью исполнен, по-видимому, не будет. По крайней мере, в ближайшие годы.
По мнению Бориса Данилова, бывшего вице-губернатора Иркутской области, возглавлявшего Усть-Ордынский округ в 2009-2010 годах, одной из главных причин неисполнения указа Путина стало то, что в те годы все деньги ушли на строительство нового моста через Ангару в Иркутске. "Пострадали" тогда не только районы Усть-Ордынского Бурятского округа, но другие районы Прибайкалья.
- Несмотря на сложную экономическую обстановку в стране и мире, полагаю, что нам, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, представляющим Иркутскую область, необходимо продолжать добиваться на федеральном уровне с еще большим упорством выделения средств из федерального бюджета на исполнение этих публичных обязательств, - предложил по этому поводу член Совета Федерации Вячеслав Мархаев.
Чем наполнить особый статус
В то же время полноценного бюджета округа как не было, так и нет, за исключением расходов на содержание небольшого аппарата администрации округа и небольших сумм, так сказать, на "культур-мультур". На прошедших в дни Белого месяца в Законодательном собрании Иркутской области публичных слушаниях по особому статусу Усть-Ордынского Бурятского округа это подтвердил и бывший вице-губернатор Иркутской области, бывший депутат Госдумы, а ныне эксперт Общественной палаты Иркутской области Сергей Босхолов.
- У главы округа, который в то же время заместитель губернатора, нет вообще никаких полномочий по экономическому развитию. У округа нет даже единого бюджета, он растворился в шести бюджетах районов. Районы работают напрямую с правительством, администрация округа ничего не может, - сказал на публичных слушаниях Сергей Босхолов. - А ведь идея при объединении была совсем иная: дать округу не рыбу, а удочку, чтобы сами зарабатывали! Да и как может администрация развивать экономику, если до объединения в администрации работали 300 человек, а сейчас всего 26?
Сегодня администрация округа фактически выполняет функции некоего исполнительного органа в составе правительства Иркутской области, который отвечает за "поддержание национально-культурной самобытности" на территории входящих в его состав шести муниципальных районов. По мнению того же Вячеслава Мархаева эти функции сводятся только к "проведению спортивных и культурных мероприятий".
- Округ ранее самостоятельно решал такие вопросы, как развитие сельского хозяйства, строительства, дорожного хозяйства, жилищной политики. В момент объединения и последующее время многие ожидали, что некоторые из этих направлений, в частности сельское хозяйство, также будут развиваться в пределах округа вне зависимости от общего экономического положения и конъюнктуры в Иркутской области. К сожалению, такие ожидания не оправдались. И это стало возможным, в том числе благодаря некоторому несовершенству закона Иркутской области "Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом", - отмечено в обращении Вячеслава Мархаева к участникам публичных слушаний.
По мнению сенатора, среди полномочий правительства Иркутской области в этом законе Закона указывается разработка и реализация ряда государственных областных программ, в которых должны содержаться мероприятия по поддержке и развитию ряда экономических и инфраструктурных сфер именно в Усть-Ордынском Бурятском округе. Поэтому Вячеслав Мархаев предлагает в этих программах указывать в качестве соисполнителя администрацию округа.
- Окружной администрации гораздо проще осуществлять государственное управление на территории своих шести окружных муниципальных районов, нежели отдельному министерству – на территории всей Иркутской области, - считает сенатор. - Тем более, что на уровне Российской Федерации примеры такого территориального администрирования уже есть – это Министерство России по делам Крыма и Министерство России по развитию Дальнего Востока!
Выход найден?
Одним из результатов публичных слушаний стало решение главы округа Марины Ивановой создать отдельную программу социально-экономического развития Усть-Ордынского Бурятского округа, наподобие той, которую хотел предложить в свое время бывший иркутский губернатор Сергей Ерощенко. Тогда, напомним, одним из его предвыборных обещаний было заложить до 10 млрд. рублей на несколько лет на развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, экономики и культурной сферы округа.
По словам Марины Ивановой, этот новый программный документ предстоит разработать "в тесном сотрудничестве с депутатским корпусом областного парламента, муниципалитетами и научным сообществом". Таким образом, глава округа, назначенная новым губернатором Сергеем Левченко, указала на то, что пришедшая вместе с ним "красная" губернаторская команда демонстрирует не меньше внимание к проблемам "забытого округа". По крайнем мере, до недавнего времени вопросы о реальном финансовом наполнении понятия "особый статус" Усть-Орды речь не шла.
Основной упор в будущем наполнении программы СЭР для округа Марина Иванова сделала на развитие сельского хозяйства УОБО, на территории шести районов которого, по ее мнению, может производиться до одной трети всей продукции аграрного сектора Иркутской области, состоящей из 43 муниципальных районов и городских округов.
- В советское время Усть-Орда была "житницей" Иркутской области. Там производилось до 70 % региональной сельскохозяйственной продукции, - говорит бывший глава УОБО Борис Данилов. - Перед руководством округа, и тогда и сейчас, всегда стояла задача вернуть ему эту славу настоящей житницы.
на фото: Борис Данилов, бывший глава УОБО
Кстати, нынешний региональный закон об особом статусе Усть-Ордынского Бурятского округа принимался и обсуждался в 2010 году при активном участии Бориса Данилова, в бытность его главой округа. Принят этот закон был в выхолощенном виде, с уклоном в "культурную составляющую", уже после его отставки.
Тем не менее, одной из заслуг Данилова является то, что этот закон был вообще принят в Иркутской области. И сегодня у жителей Усть-Орды, в отличие от их "товарищей по несчастью" из Агинского округа, по крайней мере, есть, что улучшать.