Влиятельный регион или пустое место. Как Бурятия может завоевать лидерство на Востоке страны
Автор АРД Бато Очиров о возможной роли монгольского мира в развитии России и о том, что уже сделано Бурятией.
Ещё недавно никому бы в голову не пришло утверждать, что Бурятии может помочь монгольский фактор. Но экономический, управленческий и, возможно, политический кризис, который возник у нас в республике и стране, заставляет более внимательно относиться ко всему тому, что может быть полезным.
Кризис обычно проявляет какие-то вещи, на которые раньше мы не обращали внимания, или считали их не столь значимыми. Поэтому нынешний кризис позволяет заново рассмотреть Бурятию и Монголию, которые, как сейчас считается, являются вполне себе отдельными общественно-политическими субъектами.
Прежде всего нужно отметить, что Монголия и Бурятия в их нынешнем виде почти ровесники. Монголия получила независимость почти одновременно с образованием Бурят-Монгольской АССР и обе они появились как коминтерновский проект Ленина. Но этот факт формального сходства может быть не столь важным. Тем более, что Халха-Монголия шла к своей независимости очень долго. По меньшей мере с 1911 года, когда произошла национальная революция и главой Монголии был провозглашен Богдо-гэгэн. Сам факт непреклонного отстаивания халхасцами своей независимости был вызван очень серьёзными идейными, этническими, экономическими и политическими причинами, связанными с пребыванием Внешней Монголии в составе Цинской Империи.
В тоже время процессы, происходившие тогда в только что образованных МНР и Б-МАССР, были весьма схожи. В первую очередь, это касается сначала возвышения, а затем крушения появившихся было элит. Большинство из тех людей, которые встали во главе этих государственных образований, были "выведены из игры” бюрократическим способом либо были скомпрометированы своим коллаборационизмом. Некоторые из них были уничтожены во ходе военных действий.
В тот период у монгольского мира не было четких границ, была деятельная народная масса, но слабая и разрозненная элита. С приходом к власти большевиков и укреплением страны Советов был обозначен политический функционал Монголии и Бурятии. Одновременно там и тут были определены составы элит.
Однако с крушением СССР “советский эксперимент” провалился, и было мгновенно объявлено о том, что былой опыт является неудачным. Но ни у кого не было представления о том, как развиваться дальше.
Что же происходит в Монголии и Бурятии сейчас?
До сих пор и в Монголии, и в Бурятии нет конкретных проектов и идей развития. И там, и здесь считают что однажды должен родиться один человек, который станет единоличным носителем и двигателем проекта будущего. Такой личности еще нет, но ее “ищут”, ее “хотят” и, в общем-то, народ ее уже “требует”. Поиск лидера, который может стать гарантом процветания народных масс, продолжается. Примерно так же в буддийской традиции верующие ожидают, что когда-то на Землю спустится Будда Майтрейя и даст всем путь к полному просветлению.
Роль прихода Спасителя в народном менталитете очень устойчива и является практически безальтернативной. Но каждый раз при появлении очередного кандидата в "лидеры" народ выказывает ему не просто недоверие, но и абсолютную ненависть. Исключением можно считать правление Баира Жамсуева в Агинском округе. Но этот фактор носил сугубо региональный характер и был основан только на потреблении поступающих извне финансов. Не сформулировав концептуальные вещи в виде идеи, способной генерировать экономический рост и укреплять политическое влияние, Ага быстро утратила своё былое состояние. Похожий сценарий переживает теперь современная Монголия.
Вместе с тем, массы ищут лидера, который не будет иметь себе равных, и с которым никто не может конкурировать. Мифологизация политики - характерная черта истории монголов.
“Легенды в Монголии значат больше чем действительность” - писал Петр Бадмаев, призывая Александра III в его восточной политике опереться на бурят и монголов. Именно по этой причине барон Унгерн со своими несколькими сотнями всадников в начале прошлого века смог сплотить вокруг себя всю Внешнюю Монголию и стать на некоторое время её владыкой.
Из-за отсутствия конкретных идей и реальных действий в Бурятии народ “питается” лишь легендами и мифами. Но как только появится реальная идея с лидером она тут же будет скреплена с определенной легендой. Таков монгольский мир.
Можно ли вывести Бурятию в лидирующие позиции?
Быть лидером сегодня - это не значит производить тысячи тонн мяса и зерна или строить много заводов и фабрик. Фундаментальным фактором политического лидерства в современном мире является участие в регулировании денежных потоков. Лидерство - это обладание возможностью давать деньги. Неважно, взаймы или для реализации какого-то мероприятия. Кто обладает возможностью управления крупными потоками финансов, тот и является лидером. Но для обладания этими рычагами управления одного желания и шкурных интересов мало. Необходим здравый смысл в виде политического оформления проводимых мероприятий и, может быть, некая идеология. Еще Ленин говорил, что экономика - это служанка политики.
Современная Россия переходит в другую фазу своего экономического развития. В 90-е годы важнейшим политическим инструментом было перераспределение государственного имущества. После, в 2000-е, главным инструментом влияния стало освоение бюджетных средств, выражающееся в исполнении федеральных целевых программ. Сегодня эти два инструмента влияния утратили актуальность. Государственное имущество потеряло ликвидность, а бюджет государства уменьшился в связи с экономическим кризисом...
Фраза Гая Юлия Цезаря “лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме” подходит к современному положению республики. Буряты, которые весь прошлый век стремились “выучиться” на европейцев, в конечном итоге практически утратили свою культуру и идентичность. Таким образом, загнав себя на периферию истории, Бурятия оказалась у “разбитого корыта”.
В этой связи, пришло время вспомнить свое богатое историческое наследие, когда буряты принесли много пользы Российскому государству как проводники его политики на Востоке. Безусловно, на первом этапе республике необходимо будет более фундаментально закрепиться в монгольском мире. Совместные культурные, просветительские, спортивные мероприятия с монголами быстро создадут почву для реализации экономических проектов.
Сегодняшняя Монголия - это в первую очередь выход на рынки Юго-Восточной Азии, в том числе Китая - через монголов, живущих во Внутренней Монголии. Заручившись их поддержкой, Бурятия очень быстро может занять нишу “Восточных ворот России” и встроиться в движение финансовых потоков между Россией и Востоком.
Что сделал Наговицын для сближения Бурятии с Монголией?
Объективно, за 9 лет правления Вячеслава Наговицына Бурятия совершила огромный скачок вперед во взаимоотношениях с соседней страной. Первым реальным действием, в котором он проявил стремление фундаментально развивать отношения с Монголией, было решение в 2008 году завести наиболее приспособленную для местного климата монгольскую мясную породу овец с целью разведения их в Бурятии. Для реализации проекта республикой были выделены достаточно крупные средства, в этом направлении работало всё правительство Бурятии. Однако, из-за сложной бюрократической процедуры, установленной федеральным законодательством, ввоз в страну живых животных оказался практически невозможным.
Позже правительство Бурятии изменило статус представителя республики в Монголии на более высокий, министерский уровень. Повысив тем самым “монгольский” формат во власти, Наговицын обозначил это направление как одно из важнейших в развитии региона.
Не буду утомлять читателя перечислением предпринятых властью шагов. Но одним из главных стала отмена въездных виз в Монголию для российских граждан и в Россию - для монголов. В этом Бурятия, скорее всего, сыграла не последнюю роль. Этот исторический акт уже начал способствовать коренному перелому в сторону укрепления дружбы во взаимоотношениях между народами обеих стран.
P.S.
Если в России поймут важность восточной политики, то здесь может появиться стратегический субъект планирования такой политики, каким в начале 20-го века был Коминтерн, сделавший ставку на международный диалог, а не на строительство стен между странами. Таким образом, Коминтерн стал одним из важнейших инструментов государства, который за пару десятков лет вытащил страну из руин и создал один из самых мощных экономических центров мира - СССР.
В то же время опыт показывает, что одной из причин развала Советского Союза был эгоизм узко мыслящих шовинистических групп и отстаивание властью их мелких интересов. В 80-х годах прошлого века в Москве на "демократических" митингах были популярны лозунги типа “Хватит кормить Африку, Азию и своих собственных дармоедов”. Таким образом, поставив на первое место свой этнический эгоизм, русский народ стал терять свою былую имперскую "проектную мощность".
В этой связи, сделав ставку на межнациональный диалог, основанный на многовековой традиции, Бурятия может стать примером строительства динамично развивающегося региона и совершить рывок. После чего республика сможет по праву занять лидерские функции в отстаивании российских интересов на Востоке, а Улан-Удэ превратится в восточную столицу России.