Мы больше не впустим Далай-ламу! Что означает заявление МИДа Монголии, адресованное Китаю
Громкие события, произошедшие во время и после приезда Далай ламы в степную страну, имеют далеко идущие перспективы.
Хотя визит Далай ламы и наделал много шума, он поставил точку в остром вопросе взаимоотношений Монголии и Китая. Заявление о том, что в будущем Далай лама не нанесёт визит в Монголию - это не обещание, данное Китаю. Монголы смогли определить нового Богдо Х-го, поэтому миссию Далай ламы сочли выполненной.
Что бы случилось, если бы Далай лама умер, не успев приехать в Монголию? По исторической религиозной традиции только два человека имели право определить нового Богдо Х-го. Один из них Далай лама, а другой - Панчин лама. Сегодняшнего Панчин ламу определили китайцы.
Если бы Далай лама умер, не успев на этот раз приехать в Монголию, то нового Богдо пришлось бы определять с участием Панчин ламы, которого поддерживает Пекин.
Невозможно представить, как бы на это отреагировали монголы. Вот почему приезд “какого-то ламы” был так важен.
Тогда встаёт вопрос, зачем надо было таким образом определять Богдо Х-го? Если коротко, то этот мальчик станет духовным лидером монголов. Вместо образа Далай ламы, находящегося на домашнем алтаре почти в каждой монгольской семье, будет стоять образ будущего Богдо Х-го. Это потому, что у монголов, кроме ламаистской религии, нет единой идеологической основы. Свидетельством этого является нескончаемый поток верующих, едущих на поклонение Далай ламе в Индию, на север к Итгэл хамбе и на юг в Утай Гумбэн.
Как бы ни отрицали, ламаистская религия глубоко проникла в сознание монголов и в дальнейшем может стать самой оптимальной базой для единства. Но только в том случае, если сама религия сможет измениться.
С определением Богдо Х-го центр буддистов Монголии будет концентрироваться именно здесь. И не только Монголии, но и Внутренней Монголии, Бурят-Монголии и остальных, проживающих по всему миру, монголов.
Разве у монголов нет другой ценности для единства, кроме религии? У нас есть кочевническая культура, великая история, которыми мы так гордимся.
Но современные монголы всё чаще переходят от кочевого к оседлому образу жизни. Монголы, ведущие оседлый образ жизни, как раз вышли на поиски подходящих для своей оседлой культуры новых духовных потребностей. Как бы мы ни почитали и ни уважали Чингисхана, это не сможет повлиять на ход повседневной жизни. В последние 20 лет мы пытаемся создать у себя ценности демократии, но пока безуспешно.
В прошлом столетии мы возлагали надежды на социализм, все двигались в одном направлении. Но с его распадом, жёлтая религия вновь возродилась, ее центром стал образ бога Жанрайсага. Религия, которая уничтожалась на протяжении 70 лет, вновь возродивишись, стала до крайности слепым суеверием.
Именно сегодня монгольский буддизм нуждается в реформах в соответствии с современной жизнью. Другого пути нет.
Если не сможем, то мы ещё более сдадим своё духовное пространство другим религиям и течениям, как это происходило в последние 20 лет. Но я лично считаю, что процесс обновления монгольского буддизма начался. Наверняка дальше будут проводиться религиозные реформы вместе с Богдо Х-м. Через 60-70 лет (если с ним не случится какой-нибудь несчастный случай), вырастет уже целое поколение, изменится и сама религия, и механизм определения новорожденца, возможно даже путём выбора религиозного лидера. Такое будущее кажется возможным, исходя из сегодняшних непростых связей между Далай ламой, Панчин ламой и Богдо Х-м.
Но есть ещё и перерожденец Далай ламы. Что будет, если он переродится в Монголии? Возможность этого слишком мала для страны, находящейся сегодня под дипломатическим давлением со стороны Китая.
Многие недоумевают из-за реакции Китая на визит Далай ламы в Монголию. Тибет – это головная боль Китая. Мы затронули самую уязвимую часть китайской проблемы - их коренные интересы, связанные с целостностью территории.
Но визит Далай ламы в Монголию был связан с будущим Монголии и с ее национальными интересами.
Когда интересы Монголии и Китая не пересекаются, мы можем уважительно относиться друг к другу. Но естественно, что в противном случае на первом месте оказываются интересы того или иного государства. На этот раз, несмотря на то, что Монголия является маленьким государством, она смогла отстоять свои интересы наряду с интересами сильной державы. Пусть Китай и оказывал давление, требуя извиниться за визит Далай ламы, но Монголия смогла вынести историческое решение, воспользовавшись уникальной возможностью, которая предоставляется раз в 60-70 лет.
Монголия поддерживает китайскую политику одного государства, о чём свидетельствуют совместные заявления. Но в этот раз традиция была нарушена. В монголо-китайских отношениях со стороны Китая проблемными являются вопрос, связанный с Далай ламой, монголо-тайваньские отношения и антикитайские настроения в обществе, а со стороны Монголии - зависимая от Китая экономика. У Монголии с Китаем нет территориальных споров, вопрос, связанный с Далай ламой, почти решён, а монгольская экономика подсказывает, что у страны нет заинтересованности в слишком близких отношениях с Тайванем. В дальнейшем оба государства – и Монголия, и Китай - будут мирно существовать в таком положении.
У Китая, кроме нас, есть много других соседей и, соответственно, проблем с ними. Поэтому Поднебесная вряд ли заинтересована зацикливаться на и так почти разрешившемся вопросе в отношениях с Монголией.
Хотя Китай и поставил этот вопрос ребром, но в дальнейшем уступки с его стороны могут превзойти наши ожидания.
В конце хочу сказать, что сегодняшнее состояние монгольской экономики, находящейся на краю банкротства, не является результатом визита Далай ламы. Это - ошибка нашего госаппарата, приведшего страну в такое состояние.
Источник: baabar.mn
В сюжете: Далай-ламаКитайвизитБогдо-Гэгэн