Д.Баярхуу: "Разговоры о кризисе в Монголии беспочвенны"
Известный исследователь-международник и эксперт-политолог о монгольской экономике, индийских кредитах и нефтеперерабатывающем заводе.
- Ваше мнение по поводу нынешней экономической ситуации в стране?
- Лично я не соглашусь с тем, что экономика Монголии претерпевает кризис. Я не вижу кризиса. Посмотрите на высотные здания и строения, количество проезжающих автомашин в городе... Поголовье скота давно перевалило за 60 млн. голов и скоро достигнет 70 млн.
Я считаю, что разговоры о том, что экономика страны терпит серьёзный кризис и жизненный уровень населения снижается, беспочвенны.
Монголы находят способы заработка и как-то решают свои жизненные вопросы. Даже перед Новым годом все продовольственные магазины были полностью забиты и люди до отказа забивали свои машины пакетами с продовольствием. А престижные рестораны и гостиницы, в которые проводились праздничные мероприятия, также свидетельствуют об этом. Судя по всему, не видно, чтобы монголы голодали.
Но это я говорю не только от себя лично. Один мой южнокорейский друг говорил мне следующее: “Такую ситуацию не называют экономическим кризисом. В 2008 году, когда случился всемирный экономический кризис, в Южной Корее это сразу же почувствовали. Количество дорогих автомашин, участвовавших в городском дорожном движении, резко сократилось. Самыми первыми обанкротились топливные компании и все заправочные станции закрыли двери. Я приезжал и в 2008, и 2016 гг., когда Монголия терпела и терпит экономический кризис. Судя по тому, что по дорогам города разъезжают дорогие иномарки, устраивая везде пробки, экономика Монголии не претерпевает кризиса.” По-моему мнению, слова этого учёного о чём-то говорят.
- Бюджетный дефицит растёт с каждым годом, что приводит к увеличению размера долга страны. Валютные запасы уменьшаются, а движение извне снижается. Что приводит к повышению курса валют и стоимости товаров и продукции?
- Основной причиной экономического кризиса в Монголии является финансовая недисциплинированность. Нет такого государства и внешних факторов, которые сегодня оказывают давление на монголов и приводят экономику страны в упадок.
Лишь труд, созданный собственными руками, должен держать экономику Монголии в нормальном ритме. Наше государство не образовало фонд денежных сбережений в те годы, когда доходы от экспорта природных богатств и полезных ископаемых были огромными. Слишком много было затрат в годы роста экономических показателей. Средства тратили не с умом. Отношение к деньгам было с точки зрения интеллекта кочевников. Ведь для постоянно кочующего народа нет необходимости в создании сбережений. Да и нет нужды в экономии и создании запасов. Поэтому необходимо отказаться от этого менталитета. Только так мы сможем преодолеть экономический кризис.
Именно поэтому самым главным виновников экономического кризиса является финансовая недисциплинированность.
Помимо этого, основной причиной бюджетного дефицита можно назвать громадную госструктуру. Я ранее писал о том, что в Швейцарии, где численность населения превышает граждан нашей страны в два раза, количество госслужащих составляет 38 тыс. человек. В стране с население в более 8 млн. человек работают 38 тыс. госслужащих, а у нас для страны с населением всего в 3 с лишним млн. человек количество госслужащих составляет 150 тысяч. Мы получили большое количество помощи и льготных кредитов... В изменяющемся и развивающемся мире вопрос“прощения долга” стал распространённым. Поэтому не надо смотреть на получение иностранных кредитов и помощи с негативной точки зрения. Главное, необходимы тщательные подсчёты по правильному распределению и целесообразному использованию полученных кредитов и помощи. Монголам необходимо ощутимо повысить финансовую дисциплину, каждому гражданину нужно придерживаться строгой финансовой дисциплины.
- А что необходимо для этого?
- Здесь очень важна усовершенствованная и надёжная банковская структура. На руках монголов крутятся большие суммы денежных средств. Для этого необходима работа банковской накопительной системы наличных средств и повышение процентной ставки. В случае работы такой банковской системы и доведения её до уровня мировых стандартов, уже не будет необходимости требовать в Монголии финансовой дисциплины. Из доходов от реализации природных богатств и полезных ископаемых надо создать накопительную сумму, которая будет храниться в отечественном банке.
Таким образом, при наличии финансовой дисциплины и правильной банковской структуры всё же можно будет преодолеть экономический кризис.
- Вы являетесь исследователем-международником и экспертом-политологом. Наше государство получает кредит, предоставляемый Индией, на строительство нефтеперерабатывающего предприятия. С точки зрения эксперта, правильный ли это шаг?
- Правильный шаг. Переработка нефти, обеспечение топливом отечественный рынок, изготовление своими усилиями сырья для производства электроэнергии и тепла является многолетней мечтой монголов. Перегонка сырой нефти и производство топлива и бензина у себя в стране и со стороны выполнения Монголией своей роли в экономике, геополитике и международных отношениях, и с точки зрения получения плюса для своей страны сыграет свою положительную роль. Это очень правильный шаг.
- Монгольский народ воспринимает вопрос получения кредитов у китайцев, как придерживание политики КНР, и попадание под зависимость Китая. Визит Далай-ламы в Монголию также негативно отразился на монголо-китайских отношениях. На мой взгляд, как журналиста, получение кредитов из Индии является ослаблением этого понятия, не так ли?
- Лично моё мнение по этому поводу таково, что со стороны КНР не будут придерживаться жёсткой политики в отношении нашего государства, т.к. в монголо-китайских отношениях с 1990-х годов были предприняты важные шаги по их нормализации. Это ведь отношения, достигшие уровня всестороннего стратегического партнёрства. Нам необходимо маленькое “оружие” для правильного объяснения реализуемой внешней политики нашего государства, её защиты и оправдания. Я считаю, что этим оружием является позиция нейтралитета Монголии, инициированная нашим президентом.
Самое главное, если бы мы правильно и основательно объяснили, что Монголия будет придерживаться нейтралитета в конфликте между Правительством КНР и Далай-ламой, то это могло бы стать выходом.
Лично моё мнение таково, что не стоит бояться политики Правительства КНР в отношении Монголии, а также помощи и кредитов китайской стороны. За последние 26 лет мы очень многое получили с китайской стороны. Нам ведь предоставляют кредиты и помощь не вдруг. Куда же нам девать то, что мы раньше у них брали кредиты и помощь. КНР является нашим первым крупнейшим партнёром и инвестором во внешней торговле. В экономическом плане мы тесно сплелись с Китаем.
Встал вопрос о получении кредита из Индии. Наша страна стала очень зависимой экономически и от третьего соседа. В рамках многосторонней внешней политики Монголия объявила политику третьего соседа. Даже назвала тех, кого мы считаем нашим третьим соседом. Монголия считалась единственной страной среди 162 стран-членов Всемирной торговой организации, до сегодняшних дней не вошедшей в какую-либо региональную торгово-экономическую интеграцию. Теперь же Монголия впервые в своей истории заключила с Японией соглашение об экономическом партнёрстве, что является классическим примером соглашения о свободной торговле.
Это означает, что Монголия стала зависимой в экономическом плане от своего третьего соседа.
О зависимости указано в концепциях внешней политики и национальной безопасности таким образом, что в рамках многосторонней внешней политики быть зависимым от как можно большего количества партнёров и привлечь заинтересованность крупнейших лидеров-держав и государств мира к Монголии в экономическом плане.
- В последнее время появляется много информации о том, что нефтеперерабатывающее предприятие будет строиться в Сайншанде. Является ли это правильным решением в отношении логистики?
- Правильно, что собираются строить предприятие в Сайншанде, т.к. неподалёку от Сайншанда – в Зуунбаяне есть нефтяное месторождение. Это означает, что нефть из Тамсаг Восточного аймака и Зуунбаяна Восточно-Гобийского аймака с двух сторон “встретятся” в Сайншанде. Другой причиной, по которой был выбран Сайншанд для строительства предприятия, является то, что там есть очень большой пункт железнодорожной сети, связывающей Азию и Европу. В Сайншанде более или менее развита инфраструктура. Там есть военный городок, заброшенный в своё время советскими военнослужащими, фундаменты мелких заводов и даже взлетно-посадочная полоса. Поэтому правильно строить предприятие в Сайншанде.
- Строительство данного предприятия повлечёт за собой и создание множества мелких заводов. За рубежом крупнейшие предприятия тянут за собой мелкие заводы. У нас сложится такая же ситуация?
- Возможно. Во время работы парламента, работавшего в 2008-2012 гг., активно обсуждали вопрос создания промышленного парка в Сайншанде и тогда было принято такое решение. Существовал проект о создании парка-города с население в 300 тыс., где будут построено множество заводов и созданы хозяйственные единицы. Вот теперь нужно и реализовать этот проект.
- Какое положительное влияние в экономическом плане окажет введение в эксплуатацию предприятия?
- Сейчас как раз расцветает китайский бизнес вдоль монгольской границы. Через некоторые наши приграничные пункты по автомагистрали перевозят нефть в автономный район Внутренней Монголии КНР. По этому пути можно будет экспортировать и топливо. В случае если в российских перерабатывающих предприятиях вдоль границы возникнут какие-то проблемы, почему бы не экспортировать готовую нефтяную продукцию из Монголии. В нашей внешней торговле появятся такие запасы. Можно также экспортировать и электроэнергию. В стране снизится стоимость топлива. Будет ограничен валютный отток.
Таким образом, будет сформировано денежное накопление, что приведёт к улучшению жизненного уровня населения.
Так что, положительное влияние, которое будет оказано предприятием на экономику страны, - огромное.
- Политики часто отмечают, что наличие нефтеперерабатывающего предприятия является одной из форм гарантий национальной безопасности. Вы согласны с таким высказыванием?
- С эксплуатацией данного предприятия снизится зависимость от РФ и КНР в объёмах закупаемого топлива, и покупке такого вида продукции. Пусть и не напрямую, но это окажет положительное влияние на национальную безопасность.
- Последние 20 лет монголы жили среди обещаний политиков о строительстве нефтеперерабатывающего предприятия. Вы верите в то, что это обещание сможет выполнить Правительство Ж.Эрдэнэбата?
- Я верю. На уровне властей нужно быть непоколебимыми. Если на государственном уровне и в частном секторе тщательно придерживаться финансовой дисциплины, то проблем со строительством предприятия не возникнет. Верю, что не найдётся такого безответственного политического деятеля, который помешает дисциплинированной и единой Монгольской народной партии - большинству в ВГХ в осуществлении такой важной работы.
- Некоторые граждане критикуют строительство автодорог во время правления Демпартии на средства от бондов и их экономической эффективности. В случае, если во время правления МНП будет построено данное предприятие, какие будут различия между этими партиями?
- В марте 2011 года был организован экономический форум в Монголии. В то время я работал Послом Монголии в Египте. Я хорошо помню слова тогдашнего Председателя ВГХ Д.Дэмбэрэл-гуай во время встречи с Послами, когда он сказал: “Раньше Монголии было трудно найти денежные средства. А сейчас страна преодолевает трудности по распределению имеющихся средств.”
На деле здесь подразумевается тот же вопрос - отсутствие финансовой дисциплины. Я ещё тогда внутренне переживал о том, зачем было так затруднять проблему, когда можно было бы создать накопительную систему от имеющихся денежных средств. Если бы у нас имелся банк или биржа, отвечавшие требованиям мирового стандарта и проводившими деятельность на территории Восточной Сибири, автономном районе Внутренней Монголии, северо-восточном Китае, то не было бы и забот по распределению этих средств.
Очень жаль, что для такой маленькой страны, как Монголия, вместо того, чтобы мы могли инициировать такое, нам пришлось обходить этот вопрос. Вопрос распределения средств продолжался и очередь дошла до Правительства Н.Алтанхуяга. Понятно, что средства от бондов были направлены на строительство автодорог.
Но для того, чтобы реализовывать экономическую политику, те огромные средства должны были распределять мэрии столицы, администрациям аймаков, соответствующим министерствам. Поговаривали о том, что на те распределённые средства купили большое количество дорогих внедорожников, на которых и разъезжали везде.
Это означает, что они привели к “гибели” средства от бондов, что намного хуже, чем внести инвестиции в строительство дорог. Вот так отсутствие финансовой дисциплины приводит к таким последствиям. А строительство нефтеперерабатывающего предприятия на кредитные средства Индии является отраслью, которая покроет инвестиции и даст прибыль. Поэтому я поддерживаю это решение.