Сбудутся ли в 2017 году надежды Монголии?
АРД представляет статью монгольского эксперта Д.Төгсбилэгта о монгольской экономике и ее мегапроектах, их дальнейшей судьбе.
В конце 2016 года цены на коксующийся уголь повысились, перспективы нефтяной промышленности оживились, положительные признаки появились и на других сырьевых рынках. Поскольку производители и экспортеры празднуют возвращение хороших времен, какими бы временными они ни были, у монголов есть еще одна причина для оптимизма относительно 2017 года. После нескольких лет ложных надежд, пунктирная ожидания и невыполненных обещаний в текущем году должна начаться работа над несколькими мегапроектами, включая Таван Толгой и Гацуурт. Давайте посмотрим, как обстоят дела с некоторыми из этих проектов, которые во многом изменят жизнь Монголии и жизнь монголов, пишет Mongolian Mining Journal.
Гацуурт
Ц.Дашдорж, нынешний министр горнодобывающей промышленности, является четвертым министром, попытавшимся ввести месторождение Гацуурт в экономический цикл. Д.Зоригт инициировал переговоры с инвесторами о разработке месторождения, но срок пребывания Д.Ганхуяга был отмечен растущей оппозицией проекту. Р. Жигжид успокоил народные чувства и предпринял некоторые реальные шаги в направлении эксплуатации шахты путем внесения изменений в закон о недрах, чтобы позволить государству отказаться от его 34%-й собственности, получающей 3% специальных лицензионных платежей.
Были подготовлены проекты соглашений об инвестициях и разработке месторождений, но затем ситуация замедлялась по мере приближения выборов. Как быстро нынешнее правительство сможет оправдать ожидания и повысить моральный дух в горнодобывающем секторе?
Прогресс может быть нелегким. НПО “Спасите гору Ноён” переехала в суд, и в мае 2016 года была отменена лицензия на добычу рудника Гацуурт, выданная “Центерра Голд” Управлением минеральных ресурсов Монголии. Компания обжаловала это решение в Административном суде столицы, который 9 февраля отказался от рассмотрения дела, направив его обратно в первичный суд.
С другой стороны, за последние дни произошли два позитивных события. Министерство создало рабочую группу, занимающуюся подготовкой соглашений о разработке месторождений и инвестиционных соглашений с компанией “Центерра Голд”. Она заменила рабочую группу, сформированную в 2015 году, которая утратила силу с приходом нынешнего правительства. Второе - Профессиональный совет по минеральным ресурсам в начале этого месяца одобрил пересмотренное технико-экономическое обоснование месторождения Гацуурт.
Месторождение Гацуурт содержит 50 тонн золота в 17 миллионах тонн руды. Там вполне может быть больше драгоценного металла и срок службы шахты будет около 10 лет. В рамках проекта потребуются общие инвестиции в размере 215,9 млн. долларов США, а оперативные расходы составят 102,6 млн. долларов США. Предполагаемый доход от продаж будет $1769 млн, а государственный бюджет получит миллион $432,3 налоговых и других платежей. Будут заняты в данном проекте около 1000 рабочих.
Оюу Толгой
Проект расширения ОюуТолгой станет основным столпом монгольской экономики в 2017 году. Turquoise Hill Resources, которой принадлежат 66 процентов горнодобывающего проекта, заявила, что капитальные затраты в этом году на карьере и подземном руднике составят 100 миллионов долларов и между 825 миллионами и 925 миллионами долларов соответственно. В декабре 2015 года Rio Tinto привлекла 4,4 миллиарда долларов из 15 коммерческих банков при государственной поддержке. Банки готовы кредитовать до $6 млрд и могут быть готовы дать еще $1,6 млрд. Будет ли Rio Tinto брать эти дополнительные займы или нет, будет зависеть от рыночной ситуации.
Подземная шахта - это сердце проекта, в котором находится 80 процентов общего запаса Оюу Толгой. Продажи начнутся в 2021 году, а полная производственная мощность - в 2027 году.
Таван Толгой
Все усилия по управлению месторождением Таван Толгой провалились, как правительство С. Баяра взяло его под государственную собственность в 2008 году. Это хорошо известная история. Последний раунд был отмечен в октябре прошлого года правительством Ж.Эрдэнэбата, что создает впечатление серьезного отношения к работе.
На пути много препятствий, хотя время благоприятно для повышения цен на коксующийся уголь. Рост последовал за внезапным решением китайского правительства в середине 2016 года сократить количество рабочих дней на угольных шахтах с 330 до 276. Однако правительство задумалось о росте цен и вскоре начало продлевать рабочие дни. В результате некоторые эксперты рынка расценили рост цен на коксующийся уголь как ненадежный.
Тем не менее, даже если не произойдет впечатляющего подъема, как в 2008 и 2011 годах, цены на коксующийся уголь останутся достаточно высокими и в ближайшее время не достигнут дна.
В этом свете еще более важное значение приобретает «поднятие» производства в Таван Толгой. В конце прошлого года в Министерстве горнодобывающей и тяжелой промышленности была создана рабочая группа для возобновления обсуждений с консорциумом “старых знакомых”: Energy Resources, Sumitomo и Shenhua. Может быть, на этот раз повезет, и Таван Толгой будет избавлен от сглаза. Многое, конечно, зависит от того, как поведут себя цены. Все стороны потеряют интерес, если ожидаемая коммерческая доходность будет недостаточно высока. В любом случае, еще предстоит завершение инвестиционного процесса, завершение исследования, развитие инфраструктуры и т.д., так что ожидать захватывающую выгоду от Таван Толгой в этом году несколько неразумно.
Электростанция Таван Толгой и ТЭЦ-5
Инвестиционное соглашение на угольную электростанцию Таван Толгой мощностью 450 МВт было подписано в июне 2016 года. Компагния MCS Power - на внутреннем рынке, а Марубени - в качестве иностранного инвестора. С тех пор мало что изменилось, кроме успешных переговоров с ООО “Оюу Толгой” о покупке 70% генерируемой мощности. Остальные будут использованы в проектах Таван Толгой и Цагаан суварга. Мы можем только надеяться, что работа на электростанции будет продвигаться в этом году, но, похоже, еще предстоит разработать некоторые детали для удовлетворения всех заинтересованных сторон.
Отсутствие прогресса в строительстве ТЭЦ-5 объясняется отсутствием финансов, рыночной конъюнктурой и политическими разногласиями. Несколько других проектов угольных электростанций тоже уже долгое время находятся лишь на чертежной доске. Правительству следует принять быстрое решение о том, какие из них будут приняты в первую очередь.
Предлагаемые проекты включают Багануурскую электростанцию, Бөөрөлжүүтскую угольную электростанцию группы Bodi Group и электростанцию Шивээ-Овоо. Бөөрөлжүүт будет построен частным сектором, но Баганур, Таван Толгой и ТЭЦ-5 - это государственные проекты. Тем не менее, только электростанция Таван Толгой упоминается в правительственной экономической программе восстановления (2016-2020 гг), в то время как о других лишь говорят в рамках исследования. Премьер-министр Эрдэнэбат должен знать о необходимости начать работу, по крайней мере, по некоторым из них, так как испытывающий нехватку электроэнергии Китай будет приветствовать долгосрочные соглашения о покупке электроэнергии в Монголии.
Единственная хорошая новость заключается в том, что наконец началась работа по расширению ТЭЦ-3. Это позволит в определенной степени уменьшить дефицит энергии и тепла в стране.
Железная дорога и другие проекты
В декабре прошлого года правительство объявило список энергетических, дорожных и транспортных проектов, которые будут реализованы в 2017 году. Среди них 45,3-километровая железная дорога от Нарийнсухайт до Шивээхүрэн, 281-километровая железная дорога от Зүүнбаяна до порта Ханги, 192-километровая железная дорога от Чойбалсана до рудника Хөөт и 234-километровая железная дорога от рудника Хөөт до порта Бичигт. Позднее министр дорог и транспорта Д. Ганбат выразил надежду, что работа над сегментом Нарийнсухаит-Шивээхүрэн начнется весной. По завершении, компании SouthGobi Sands, Монголын Алт и Өсөх Зоос могут использовать железную дорогу для транспортировки угля. 45 км асфальтированная дорога в настоящее время используется, имеет мощность всего 11 миллионов тонн в год, в то время как эти компании могут совместно производить более 30 миллионов тонн.
Однако строительство, скорее всего, будет отложено на один год, так как многие связанные с этим вопросы еще предстоит решить.
Согласно проекту резолюции об обеспечении реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта, представленной правительством парламенту, ЖД Зүүнбаян-Ханги может иметь широкую колею. По приблизительным оценкам, общая стоимость строительства составила 1 млрд. долларов США. Главным образом железная руда будет транспортироваться по железной дороге.
Маловероятно, что Министерство горнодобывающей и тяжелой промышленности действительно добивается реального прогресса в отношении “амбициозных” проектов, таких как нефтеперерабатывающий завод, медеплавильный завод и сталелитейный завод, помимо проведения некоторых предварительных исследований, считает эксперт Д.Төгсбилэгт
Фактическое строительство может начаться только после того, как будут найдены деньги, и в нынешней ситуации это может занять некоторое время.