Монголия создает новый путь между молотом и наковальней
Оборонная дипломатия и сотрудничество имеют жизненно важное значение для обеспечения безопасности народа Монголии.
В эпоху коммунистического правления в бывшем Советском Союзе Монголия была интегрирована в советскую систему коллективной безопасности. После распада этой системы в начале 1990-х годов Монголия, не имеющая выхода к морю, искала пути, чтобы ужиться со своими крупными и могущественными соседями - Китаем и Россией, и обеспечить собственную безопасность посредством обороны и дипломатии.
Усилия Монголии после холодной войны по разработке независимой политики безопасности дают представление о тонкой стратегической сбалансированности, определяемой географическим положением «между молотом и наковальней».
По мере усугубления китайско-советского раскола в начале 60-х годов Монголия потеряла сбалансированные отношения со своими непосредственными соседями и приблизилась к СССР. С 1960-х по 1990-е годы советские войска в Монголии оказывали военную помощь в рамках советского военного присутствия в Северо-Восточной Азии.
Распад Советского Союза заставил Монголию искать новую систему безопасности для себя.
Поскольку система коллективной безопасности перестала существовать, для Монголии жизненно важное значение приобрело создание независимой политики безопасности, отдающей приоритет национальным интересам: обеспечению независимости и территориальной целостности Монголии, обеспечению экономической безопасности, развитию и защите гражданских свобод своего народа.
С этой целью современная стратегия национальной безопасности Монголии имеет три основные цели политики.
Первая связана с укреплением отношений с ближайшими соседями (Китай и Россия) и «третьими соседями» Монголии - странами, имеющими отношение к интересам национальной безопасности Монголии, таким как Соединенные Штаты, но не имеющими общей границы с Монголией.
Вторая включает в себя оправдание ведущей роли монгольских военных в обеспечении национальной безопасности, в поддержке операций гражданской обороны и операций по поддержанию мира за пределами территории Монголии.
Третья включает в себя создание будущей политики обороны для страны и для Монгольских вооруженных сил (ВСМ).
С населением в 3,1 млн. человек и ВВП в 11,2 млрд. долл. США (в 2016 году) национальные потребности обороны Монголии столкнулись с препятствиями, которые вытекают из ее ограниченных людских и материальных ресурсов. Ограничения бюджета обороны заставляют ВСМ полагаться на ограниченные технологические и военные реформы.
Поскольку Монголия не может обеспечить защиту всей своей территории своей военной силой, правительство Монголии официально принимает оборонительную позицию и готовит ВСМ для локализованных боевых действий.
Благодаря своим нынешним возможностям, ВСМ могли бы развивать и укреплять свое военное сотрудничество с организациями, которые поддерживают интересы безопасности Монголии (например, Организация Объединенных Наций, организации Соединенных Штатов, Германии, Японии и Южной Кореи) путем расширения участия в международных операциях по поддержке мира. Это не только укрепило бы влияние Монголии на международной арене, но и способствовало бы укреплению обороноспособности Монголии.
Будучи небольшой военной державой, Монголия должна также полагаться на дипломатию для обеспечения своей безопасности. Это означает развитие дружеских отношений со своими соседями и налаживание связей с ключевыми членами международного сообщества.
В интересах Монголии работать над укреплением общей политики безопасности в Северо-Восточной Азии и за ее пределами.
Быстрое экономическое развитие ее региональных соседей означает, что Монголии необходимо постоянно обновлять свои независимые силы обороны и оттачивать навыки ВСМ, участвуя в зарубежных операциях.
Оборонная дипломатия и сотрудничество имеют жизненно важное значение для обеспечения безопасности народа Монголии и содействия региональной и глобальной стабильности.
Сегодня Монголия более безопасна с точки зрения обычных военных угроз и пограничной напряженности, чем в начале 19 века.
Современные угрозы безопасности, с которыми сталкивается Монголия, являются более разнообразными и динамичными, чем те, что были в прошлом. Эти новые угрозы, такие как терроризм, распространение ядерного, биологического и химического оружия, стихийные бедствия, эпидемии и деградация окружающей среды, оказывают дополнительное давление на все еще развивающуюся демократию Монголии.
Меняющийся характер ситуации в области безопасности в Монголии имеет важные последствия для ее оборонного мировоззрения и будущего направления ее оборонной политики. Монголия принимает активные меры по созданию современной военной силы, которая способна выполнять множество задач, связанных с оказанием помощи при бедствиях и участвовать в операциях по поддержанию мира за рубежом.
ВСМ должны быть универсальными, легко адаптироваться к любым условиям и быть готовыми быстро приступить к действиям.
Международное сотрудничество не ново для Монголии, особенно в области военной подготовки и закупок оружия. Но нынешняя и будущая направленность ее участия должна заключаться в содействии миру в регионе и за ее пределами посредством глобальных гуманитарных операций.
Монголия оказалась не только между молотом и наковальней, но и способствовала глобальному миру и стабильности и должна продолжать идти по этому пути.
Справка
Полковник Амарбаясгалан Жамбалжамц является офицером вооруженных сил Монголии с 25-летним стажем службы. Он также окончил военный колледж армии США.