Бурятский журналист об обвинениях геше Тинлея в сектантстве
АРД публикует ответ на обвинения ряда СМИ Бурятии в адрес учителя буддизма геше Джампа Тинлея. Автор письма Николай Бадмаринчинов, ветеран газеты «Буряад Унэн», ученик геше Тинлея.
«Мотив вышеназванных публикаций один и заключается он, прежде всего, в попытках организовать информационное давление на суд путём нагромождения фальшивых деталей, совершенно не относящихся к существу рассматриваемого в суде дела, а именно имущественного спора.
Так, к примеру, прозвучавшие в них обвинения в сектантстве уже давно опровергнуты.
Краткая предыстория. Ещё в 2007 году известный краевед, ныне, к сожалению, покойный Анатолий Жалсараев на заседании консультативного Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Бурятии высказал такое мнение:
- У традиционных конфессий Бурятии вызывает опасение деятельность представителей различных тоталитарных течений христианства и буддизма, к которым причисляются зарубежные проповедники, тибетские и иные ламы - Шри Чинмой, Оле Нидал, Джампа Тинлей, сатанисты, секта «Аум Синрикё» и другие, - заявил Анатолий Жалсараев.
Что касается Шри Чинмоя (кстати, он не лама), сатанистов и Аум Синрикё, то уважаемый Анатолий Дамбаевич правильно отнёс их к тоталитарным течениям. А вот с Оле Нидалом и Геше Джампа Тинлеем А. Жалсараев явно ошибся, высказав своё субъективное мнение. После его высказываний «Информ Полис» попросил Главу Буддийской Традиционной Сангхи России, досточтимого Пандито Хамбо Ламу Дамбу Аюшеева прокомментировать включение А. Жалсараевым Геше Джампа Тинлея в число адептов тоталитарных течений. Хамбо Лама в своем ответе не сказал ни одного осуждающего слова, в том числе, ни одного слова о его тоталитарной направленности, в адрес нашего Учителя, подчеркнув, что он, Геше Тинлей, регулярно передает наставления по буддизму своим ученикам в республике, число достигает одной тысячи человек.
А обвиненный в тоталитаризме популярный в России и мире лама Оле Нидал через два года, точнее, в январе 2009 года, был принят Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым в Иволгинском дацане вместе со своими учениками. В июне того же года Оле Нидал сопровождал XVII Кармапу Тинлей Тайе Дорже, прибывшего в Россию по приглашению Главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Иерарх школы Карма Кагью побывал в Москве, Петербурге, Элисте, Иркутске, Владивостоке и Улан-Удэ, в том числе в Иволгинском дацане. Разве сектантов встречают с таким размахом? Ясно, что нет.
Авторы негативных публикаций, направленных против Геше Тинлея, также утверждают, что в его общине «Дже Цонкапа» «не поощряется, даже карается мыслительная деятельность и что запрещено задавать вопросы». Эта информация полностью не соответствует действительности.
Во время летних ретритов в Байкальском медитационном центре в селе Заречье на Байкале регулярно проводятся диспуты между командами российских регионов и городов по сущностным вопросам буддийского Учения. В них может принять участие любой желающий, выразить свое мнение, задать вопрос, поспорить, но желательно по существу темы. А что до запретов, то в период ретрита запрещаются только пустые разговоры, курение и выпивки.
Кроме того, утверждается, что аргументом в пользу якобы сектантского характера общины являются то, что ученики называют Геше Джампа Тинлея «Драгоценным Учителем», «Выдающимся буддийским Учителем России», «Драгоценным наставником» «неутомимым Бодхисаттвой», «добрейшим Духовным Наставником».
Лично я без малого 30 лет являюсь учеником Геше Тинлея и могу сказать, что любое из этих, на первых взгляд, пышных обращений лишь в малой своей части соответствует той пользе, которую он приносит своим ученикам, всему буддийскому сообществу России, учёным-философам, религиоведам, потому что простым словом, имею в виду обращение, не объять огромный объем сделанного Геше Тинлеем добра.
Главное преимущество нашего Учителя - это доступность изложения Учения и одновременно его научность, безукоризненная логика. Не перестаю удивляться тому, как, несмотря на разницу в уровне образования, интеллектуальной зрелости, каждый из слушателей непременно получает ответы на свои насущные вопросы и проблемы.
Вот даже газета «Номер Один» констатирует то ли с удивлением, то ли с осуждением, что «число поклонников множится». И люди приходят на Учения без рекламы. Это означает только одно: наставления Геше Тинлея остро актуальны и приносят пользу людям. Это можно наблюдать по просветлённым лицам слушателей во время лекций в Улан-Удэ и других российских городах. Его лекции чужды популизма, обещаний передать сокровенные, эзотерические учения. Учитель, прежде всего, даёт в качестве основы Ламрим ламы Цонкапы в полном соответствии с его первоначальной структурой, разработанной самим основателем школы Гелуг – Дже Цонкапой, и лишь изредка, по просьбам учеников, - некоторые тантрические практики.
О высочайшем уровне системно выстроенных наставлений досточтимого Геше Джампа Тинлея свидетельствуют более трёх десятков его книг.
При этом необходимости как-то наказывать людей, отступившихся от своего Учителя, совершенно нет. Ибо они сами себя наказали уже в момент совершения тяжелейшего кармического проступка - нарушения преданности Учителю. И нести эту поистине «каинову печать» они будут в течение многих жизней. В этом отношении они являются объектами одного только сострадания».
В сюжете: Джампа Тинлейсуд