Баргуты из Монголии и Китая устремятся в свою страну Баргуджин-Токум
Автор АРД из "страны Баргуджин-Токум" Лариса Будаева рассказывает о предстоящем грандиозном событии для всех баргутов.
Родину предков – Баргузинскую долину, которую в средние века называли «Страна Баргуджин-Токум» – этим летом посетят потомки древних насельников края – баргутов. Баргуты сейчас проживают в провинции Внутренняя Монголия Китая и в Монголии.
С 18 по 21 июня 2015 года в столице Республики Бурятии в городе Улан-Удэ и в Баргузинской долине проводится III Международный фестиваль баргутов «Баргажин-2015».
Баргузинская долина… Благословенная земля, воспетая в древних сказаниях и легендах… Земля высоких небожителей и земля богини Янжимы… Земля баргутов… По имени этого трудолюбивого и воинственного племени получила название наша долина.
Согласно историческим сведениям, ближайшими родственниками бурят среди монгольских народов являются именно баргуты, а их язык входит по принятой классификации в одну баргу-бурятскую подгруппу северо-восточных монгольских языков.
На основе данных истории, этнографии и языка исследователями отмечается существование давних исторических связей между носителями этих языков в рамках их единого баргу-бурятского праязыка. Наиболее близка связь языка старых баргутов с говорами байкало-кударинских и баргузинских бурят.
Из 87 родов баргу около 30 родов являются общими с российскими бурятами, включая, почти все рода хори - бурят, некоторые рода эхиритов, булагатов, хондогоров, джидинских и селенгинских бурят. Хуучин баргутский диалект или говор (еще есть шинэ баргутский) очень близок к баргузинскому говору.
Горный инженер Л.Р. Лопатин в 1861 году, проводя археологические раскопки, в своем дневнике писал:
«Жители Баргузинской долины и он сам находили различные бронзовые и железные предметы, из числа которых он особо выделял сошники, стремена и топор». Он считал и доказал, что эти вещи принадлежали баргутам – древним жителям Баргузинской долины.
Исследователь П.Л. Хороших, изучив памятники баргутов, выделил серию объектов древности. Среди них остатки плотины и мельницы, пещера с надписями на монгольском языке по реке Банной близ села Баргузин, в которой по преданию жили баргуты, оставившие черепки глиняной посуды, оросительные канавы у сел Улюн, Улюкчикан, Уро, Суво, Бодон. Также могилу на Лысой горы около села Баргузин, остатки пашни в Баргутской пади близ села Суво, святилище в местности Кладово, где в глубокой нише встречаются наконечники стрел, орудия, приписываемые древним баргутам.
Николай Цыван-Жаб Сахаров. «Об инородцах, обитающих в Баргузинском округе Забайкальской области»: Тунгусы не были аборигенами этой страны. Они заняли здешние места, по удалении отсюда баргудов или баргутов в Монголию. От баргутов сохранились до настоящего времени остатки водопроводов, идущие из речек. Они уже заросли и осыпались. Местные жители, как русские, так и буряты, называют их баргутскими канавами. Нередко в земле находят большие стрелы, разные чугунные вещи, например, заступа и проч., которые тоже называют баргутскими вещами. (Я видел железный кистень. Стрелы, разных форм, попадаются очень часто. Находят, но только редко, мечи и кольчуги; каменные же топоры, песты и глиняные муравленные и не муравленные вещи и так называемые маяки (могилы, обставленные плитами). (Паршин—краевед, редактор статьи.).
Из Иркутских Губернских ведомостей № 30, 33, 1869 г.
В Баргузинской долине известно много легенд и преданий, народных песен о баргутах:
Барга Баатар эсэгэмнай,
Байра нютагынь Баргажанда.
Башата дайнhаа халхалhан,
Бархан Yндэр Ууламнай,
Орон нютагынь Ойхондо.
Олон дайсанhаа халхалхан
Ой тайга хYбшэмнай.
Бурятская народная песня
Наш предок—Барга-Богатырь,
Дом его Баргузинская ширь.
А Бархаан –вековая гора -
Щит от войн и опора добра.
С незапамятных дальних
времён
Коновязь наших предков—
Ольхон.
Вечный щит, охранявший
простор,
Цепь таёжных заоблачных гор.
Перевод с бурятского
Б.Дугаров.
Об уходе баргутов из Баргуджин-Токума среди баргузинских легенд существует следующее предание:
Когда начала расти береза и появился заяц-беляк, которых не было раньше, баргуты решили переселиться в другое место в направлении восхода солнца, предчувствуя, что в их местности будет править отныне другой царь и, не желая ему подчиниться.
Саг хубилжа, Изменились времена:
Саган модон ургаба, Выросло белое дерево,
Саган ямаан гYйбэ. Появился заяц беляк.
Нарни гарха зYгтэ Пришло время переселиться
Эбэр монгол нYYхэ В сторону восхода солнца
Саг мэндэ ерэбэ. В Монголию внутреннюю.
Многие горные вершины и шаманские святилища в Баргузине названы в честь баргутских воинов-баторов и сильных шаманов. Возле улуса Улюкчикан известно «Обо Гульмагта», что в переводе, возможно, означает «Место поклонения огню».
Алан-Гоа Эжын турхэм …
Род Чингисхана по линии Алан-гоа уходил в «Центр страны Баргу». Алан-гоа была рождена от дочери «владетеля Кол-Баргучжиндогумского», носившей имя Баргучжин-гоа, и от «Хорилартай-мергана, нойона Хори-Туматского» («Сокровенные сказания монголов»).
А на то, что Баргузинская долина - это родина баргу-бурят, хори, тумэтов и других монгольских племен, указывали еще бурят-монгольские историки Шираб-Нимбо Хобитуев, Цыбен Жамцарано, а вслед за ними Г. Н. Румянцев.
Д. Банзаров, перед смертью много ездивший по бурятским улусам и общавшийся со стариками, сделал для себя открытие «Предки Чингисхана жили у нас - где бы вы думали? В Баргузинской степи» (Банзаров, 1891, с. XXII). Несмотря на то, что Банзаров не успел преподнести этот вывод в виде обоснованной научной гипотезы, он имеет принципиальное значение для истории этногенеза бурят и монголов.
Алан –гуа
Байгал далайн долгиндол,
нугалзуур—нагалзуур,
Баргажан –гуа эхэдээл,
омог зангаар.
Батал байгаа hэн хаш,
элинсэгэйм hалаа-
Баян hайхан сэдьхэлтэй
Алан –гуа!
Цырендулма Дондогой, народный поэт Бурятии.
Широко известным является Наказ Чингисхана:
«Каждый мальчик, родившийся в местности Баргуджин-токум, на Ононе Кэрулэне, будет мужественным и отважным, сведущим и сметливым [от природы] без наставлений и выучки.
И каждая девочка, которая там родится, будет хороша и прекрасная
лицом без убранства, румян и будет безмерно искусна, проворна и добродетельна».
В 1212 году Уложением Великого Чингисхана Байкальский регион провозглашен заповедной зоной «Их Хориг» (что в переводе с монгольского означает «Великий Запрет»). На этой территории запрещалось строительство городов, распахивание земель, устройство облавной охоты и рубка деревьев. Этот запрет действовал 300 лет. Уже в то время Великий Чингисхан предвидел особое значение озера Байкал. Уложения Чингисхана выработали систему нравственных ограничений (табу) у бурятского народа на бережное хозяйственное использование природных ресурсов.
Баргуты помнят о своей далекой прародине и в шаманских призываниях говорят:
Хуушан барга яһатан
Байгал Ойхон түшээлтэй,
Баргуужан хатан эжытэй,
Бархан хаандаа шүтөөнтэй…
В память о земле предков конское седло баргуты ставят передней высокой лукой в сторону севера.
Информационное письмо о фестивале баргутов
Правительство Республики Бурятия, Министерство культуры Республики Бурятия совместно с Администрациями муниципальных образований Курумканского и Баргузинского районов Республики Бурятия, ГАУК РБ «РЦНТ», БНЦ СО РАН проводят
III Международный этнокультурный фестиваль баргутов.
В Фестивале могут принять участие общественно-политические и научные деятели, ученые, творческие коллективы и исполнители, спортсмены, участники соревнований по традиционным играм, художники, модельеры, мастера НХП и ДПИ из Российской Федерации, Монголии, АРВМ Китайской Народной Республики и др.
Срок проведения: 18 - 21 июня 2015 г.
Место проведения: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ; с. Курумкан, Курумканского района; с. Улюкчикан (местность Гульмагта).
Цели и задачи: историко-патриотическое воспитание молодежи, сохранение и развитие международных и межрегиональных связей, сохранение и развитие традиционных культур народов Бурятии, развитие туристической привлекательности Республики Бурятия, популяризация баргутских традиционных игр.
Программа Фестиваля
18 июня Мероприятия в г. Улан – Удэ:
Открытие Фестиваля. Международная научно-практическая конференция: «Баргуты. История и современность»; пленарные и секционные заседания (с изданием сборника докладов) – Национальная библиотека Республики Бурятия;
Театрализованное представление «Встреча баргутов мира» - Театральная площадь;
Спектакль - легенда «Эхо страны Баргуджин Тукум» Бурятского государственного театра песни и танца «Байкал» - Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова.
19 июня 2015 г. Мероприятия в Баргузинском районе
Село Усть-Баргузин—Встреча - Угтамжа;
Улус Улюкчикан. Обо «Гульмагта» - Шаманский обряд «Поклонение духам великих предков». Обряд проводят шаманы – представители баргутов и МРОШ «Бархан-Уула», председатель Цыцыков Б.Ц.;
20 июня 2015 г. Мероприятия в Курумканском районе
Этнокультурный фестиваль «Угайм шэдитэ Баргуужан»
(Зунай найр-наадан).
Творческие мероприятия и традиционные игры:
Конкурс исполнителей песен (зал Культурно-досугового методического центра, далее – КДМЦ, с.Курумкан);
Конкурс фольклорных коллективов (открытая площадка около КДМЦ, с. Курумкан)
Конкурс улигершинов (актовый зал МБОУ «Курумканская СОШ № 1», с.Курумкан)
Конкурс национальных костюмов «Баргын хубсаhан» (зал КДМЦ, с. Курумкан);
Баргутские традиционные игры (стадион МБОУ «Курумканская СОШ№1», с.Курумкан);
Выставка изобразительного и декоративно-прикладного искусства, выставка – продажа сувенирной продукции, изделий мастеров ДПИ и НХП (зал Администрации МО «Курумканский район», с. Курумкан)
Закрытие Фестиваля. Гала-концерт с участием победителей творческих конкурсов, мастеров искусств и народного творчества (Стадион, с.Курумкан).
В сюжете: баргутыМонголияБаргуджин-Токум