Первое ДТП в Монголии, унесшее человеческую жизнь, произошло в 1923 году
В Монголии первые автомашины появились 110 лет назад. Они в основном принадлежали русским и китайским торговым точкам и представительствам, и перевозили товары по маршрутам Кяхта – Их Хүрээ /ныне Улаанбаатар/, и Чуулгат хаалга – Их Хүрээ.
В то время редкое появление на людях этих “чудовищных существ” на улицах города вызывало большой интерес у простых граждан.
- Тогда, конечно же, не было ни автомобильных дорог, ни правил дорожного движения, тем более инспекторов, – рассказал специалист отдела по связям с общественностью Управления дорожно-патрульной полиции Монголии Я.Соронзонболд.
Далее с его слов излагаем историю появления в Монголии правил дорожного движения и их неоходимости.
Люди встречали первые автомашины в стране то с удивлением, то со страхом в 10-е годы ХХ-го столетия. В то время не только в Монголии, но и многих других странах мира появлялись первые машины. С 1918 года транспортное сообщение Өргөө /ныне Улаанбаатар/ - Хаалган /погран.пункт на границе Монголия-Китай, который в то время был около Великой китайской стены, стало носить постоянный характер, что позволило не только зарубежным торговцам, но и самим монголам ездить на машинах. Также с появлением еще большего количества автомашин в начале 1920-х годов было зарегитрировано несколько случаев дорожных происшествий с участием автомашин, что привлекло внимание государственных субъектов и общественности. Именно с этого времени люди начали чувствовать неоходимость урегулирования дорожного движения в городе.
Первый в Монголии случай серъезного дорожного происшествия, в результате которого погиб человек, зарегистрирован в 1923 году. Тогда нетрезвый водитель Бронштейн китайской торговой токчи в столице наехал на пешехода - военного Дамчаа, который в результате погиб. В 1925 году зарегистрировали первую аварию, когда жертвой оказался ребенок. Водитель китайской торговой точки Ты Юань Ку убил маленькую девочку по имени Долгорсурэн, которая играла вблизи своего двора.
В том же году случилась первая авария, где столкнулись две машины. Автомашина, принадлежащая русской торговой компании “Центрсоюз” столкнулась с машиной министерства образования /тогда называлось Шавь яам/, которой управлял водитель Загд. Такие случаи и аварии в городе стали происходить все чаще, так как не было никакого урегулирования движения автомашин, пешеходные дороги были хаотичными, люди и официальные лица не знали как решить вопрос, как наказать виновного такого рода происшествия.
Срочной разработке и утверждению первого правила дорожного движения в Монголии дал толчок случай, когда в апреле 1925 года в резульате дорожного происшествия пострадал сын чиновника министерства внутренних дел Цогбадраха, мальчик по имени Доржготов. Отец мальчик Цогбадрах будучи человеком, знающим толк в таких делах, написал иск в министерство Суда /ныне минюстиции/, и потребовал компенсацию в размере 845 тугриков у виновного - водителя министерства военных дел Сыцикова. Но там не нашлось решения, поскольку судья не обнаружил никаких разъяснений в законодательстве того времени. Позже Цогбадрах написал письмо в Народное правительство /сформировалось после революции 1921 года/, чтобы все-таки решить вопрос.
Сначала правительство, потом министерство суда одобрили иск гражданина Цогбадраха, и было решено, что Сыциков должен заплатить 500 тугриков /а не 845, которые потребовал отец пострадавшего/, но тот был не в состоянии оплатить конпенсацию. Поэтому суд решил отправить его в колонию на 11 месяцев.
После этого случая министерство суда Монголии выразило в адрес правительства необходимость принятия правил урегулирования дорожного движения, и меньше чем за один месяц, т.е. 22-го мая 1925 года на заседании кабмина был принят первый законодательный акт урегулирования дорожного движения в стране.
За 90 лет истории правил дорожного движения в Монголии это правовой акт был изменен 12 раз. Самый последний акт начал действовать с 1-го сентября этого года.
Фото: zaluu.com
В сюжете: правила дорожного движения МонголииДТПпервые машины