Легализовать бурятский напиток "тогоонэй" - спасение от пьянства и национальный бренд
Возрождение национального "сульдэ" начинается с малого. Стоит ли вводить в обиход напиток тогоонэй, или тарасун? И как это сделать "по уму"? Опыт соседнего региона предлагает принять к сведению журналист Александр Махачкеев.
Побывать в Чехии или Баварии и не насладиться их пивом - это нонсенс! А что же есть у нас? В Тарбагатае туристам наливают самогон. А вот у бурят единственный национальный алкогольный напиток - это «тоогонэй архи» или тарасун. Получают его с помощью особой закваски – хурэнгэ. При этом хурэнгэ сам по себе отличный кисломолочный напиток, и его продают на рынках Улан-Удэ.
Перегонку хурэнгэ осуществляют в обычном перегонном аппарате, состоящем из большого котла, паровыводящих труб и котла-охладителя. Различают следующие стадии перегонки: архи, арза, хорза и хорон. Однако ещё в начале прошлого века буряты знали девять стадий. Об этом писал Цыбен Жамцарано в заметке о тайлагане в улусе Ользоны Верхоленского уезда: «Арака была девяти перегонов (юhун тогоонэй)». Дорогостоящая технология производства и сама культура употребления с многочисленными ритуалами не способствовали пьянству.
В настоящее время тогоонэй в этнической Бурятии делают в основном в Баргузине, Курумкане, Оке и бурятских районах Иркутской области. Различают тогоонэй, полученный из молока, выработанного на пастбищах с определенными травами. Напиток имеет различный привкус и градус. Молоко с солончаковых пастбищ даёт более крепкое тогоонэй. Подогретое архи применяют при лечении спазмов в горле, желудке, животе и т.д.
Но почему гоняли тогоонэй? Как писал Павел Дырхеев в книге «Верхоленские буряты»: «Забота о сохранении молочных продуктов на зиму и привела к необходимости приготовления особого рода молочного продукта «аарса», получаемого путем перегонки молока. Аарса в сушеном виде долго сохранялась и легко перевозилась в кожаных «утах» (вьючниках) во время кочевок».
По мне так аарсу лучше пить летом, особенно на сенокосе или в пути. Это сытный и жаждоутоляющий напиток, особенно если добавить в него сметану. Нынче летом по дороге из Алари в Иркутской области до Улан-Удэ, а это более 800 км, я пил только аарсу (литр) и прекрасно чувствовал себя. Кстати, в Аге пьют аарсу, сваренную на костном бульоне. Такая аарса особенно хороша зимой.
В большом количестве тогоонэй «бьёт» в основном по ногам, а не по голове. Хмель от него приятный, веселящий и легкий, без похмельного синдрома. Пить его можно и тёплым, как японцы или корейцы саке. В этом его отличие от русской традиции водкопития, русскую водку теплой пить невозможно в силу её крепости и остроты. Тогоонэй и мягче и слабее по градусам, и его лучше позиционировать не как водку или вино. Поскольку водка – это смесь очищенного этилового спирта с водой, а вино получают в результате сбраживания винограда. Тогоонэй же производится в результате сбраживания молочных продуктов и их последующей перегонки.
Текила, саке, виски - это только текила, саке, виски, но никак не вино или водка. Также и тогоонэй есть тогоонэй. Почему тогоонэй? «Архи» стало в монгольском мире общим названием для любого рода алкогольных напитков. Поэтому «тогоонэй» лучше подходит для обозначения (брендирования) единственного национального алкогольного напитка.
Кроме единого названия, необходимо определить и единые стандарты крепости, с теми же известными градациями «арза» и «хорза». Эти меры станут этапами легализации национального напитка. Так же, как и неоднократно прозвучавшие уже из уст бурятских лам и шаманов заявления о том, что «тогоонэй архи» - лучшее подношение божествам и духам предков. Более того, как отмечал Жамцарано: «Русской водки нельзя, ибо водка «не наша».
А для производителей определить его как «спиртовой напиток, получаемый перегонкой курунги - кисломолочного продукта». Конечно, есть проблемы легального производства в промышленных масштабах и связанные с этим вопросы сертификации, акцизов, но это отдельная тема. В Усть-Орде официально позиционируют его как обычный, а не алкогольный молочный напиток тарасун или тогоонэй. Кстати, в центре Иркутска недалеко от Дворца спорта «Труд» есть кафе «Тогоонэй» и там подают отличный тогоонэй!
Со временем слово «тогоонэй» в такой трактовке закрепится в умах и не потребует особых разъяснений. Как, например, не требуют разъяснения слова «текила», «горилка», «шампанское», «шнапс» и которые ассоциируются с Мексикой, Украиной, Францией и Германией.
Именно на закрепление «тогоонэй» как символа этнической Бурятии, как национального бурятского напитка должно быть направлено его использование на официальных мероприятиях: банкетах, приемах и религиозных церемониях. А выпивать его лучше, конечно, из маленьких чаш, дабы прочувствовать его аромат, вкус и с головой окунуться в атмосферу бурятского застолья.
Справка
*Сульдэ - дух, (монг. сүлд — «дух», «жизненная сила», «знамя») - в мифологических представлениях монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила. Применительно к народу - объединяющая его сила, вдохновение, общая идея.