Гармония с природой - основная черта монголов с давних времен
По словам датского путешественника Хеннинга Хаслунда-Кристенсена, "монгол не считает ни одного места на Земле своим, потому что все является собственностью Неба".
Среди многих замечательных черт, присущих монголам в 13 веке - редкая способность жить не против Природы, а вместе с ней и в сотрудничестве с ней, причем эта черта сохранилась до наших дней. К этой части наследия нам следует присмотреться получше. Скорее всего, мы, люди, должны будем развивать наши общества таким образом, чтобы избежать чрезмерной урбанизации и отчуждения от окружающей среды.
Нам нужно учиться, то есть переучиваться, жить в гармонии с принципами нашей Матери-Земли. В этом отношении у монголов есть кое-что ценное, они могут научить этому и дать это человечеству.
Как уже упоминалось, в физическом и духовном происхождении монголов большую роль сыграли Хангай и Гоби, а также тайга Сибири. Высокая степень почитания природы вполне характерна для людей, которые пришли из степей, гор и лесов. Это объясняется внутренним значением степи, гор и лесов или, если можно так выразиться, душой природы и ее воздействием на людей, которые живут в этой среде.
Близость к Природе характерна и естественна для каждого человека, поэтому и монголы, безусловно, обладали этим качеством.
По словам датского путешественника Хеннинга Хаслунда-Кристенсена, «монгол не считает ни одного места Земли своим, потому что все является собственностью Неба». Это отношение свидетельствует о неприкосновенности взаимосвязей во Вселенной, о смиренно пантеистическом подходе, значительно отличающемся от современного западного, где завоевание и контроль над Природой было провозглашенной целью, правда с менее удачными результатами. Последствия человеческого разъединения с землей становятся все более заметными в современном мире, и растет общее мнение о том, что жизнь на планете подверглась опасности со стороны человека.
И перед прониковением буддизма, и сейчас монголы не боятся смерти. Они верят, что после этой жизни станут частью или элементами Природы. Не зря один монгольский поэт писал: «Я стану ветром, который дует по степям, горам и лесам родной Монголии, стану я ветром, который поцелует красавиц наших монголок». А наши солдаты перед смертью кричали «стану я воином хөх тэнгэри и армии Чингисхана»...
Вместо того, чтобы отделять себя от жизни, мы должны вместо этого сознательно быть частью Природы и наслаждаться ею в сотрудничестве, гармонии и Любви. Говоря о земных силах в этом контексте, поскольку мир в настоящее время остро нуждается в возрождении, следует, необходим новый акцент на них, чтобы облегчить и исцелить многие социальные бедствия и экологические кризисы, вызванные невниманием и к самой жизни, и к планете, которая, согласно верованиям монголов, является живым организмом. Земля-мать на Западе часто упоминается как Гея, от которой произошли все земные живые существа.
Гея (Γαῖα — «Земля») — древнегреческая богиня Земли. Родилась вслед за Хаосом. Является старшей сестрой Тартара и Талассы. Гея — мать всего, что живёт и растёт на ней, а также мать — неба, моря, титанов и гигантов. Дочь Эфира и Гемеры. Супруга бога неба Урана. Иногда упоминается под именем Хтония. Тартар — одно из имен монголов. В Средние века тартаром стали называть наиболее заброшенные и удалённые уголки земли. Позднее в европейской картографии из-за контаминации Тартар связали с Тартарией — северной Азией, где жили монголы.
В этом мировоззрении монголов - совокупность всех разнообразных форм жизни на нашей планете считается драгоценной сущностью, чье благополучие не должно нарушаться ее человеческими обитателями.
Следует отметить, что многие современные люди в западных обществах, вероятно, откажутся от этого раскрытия мощной монгольской привязанности к женским принципам, доминирующим в регионах Хангая, Гоби, сибирской темной и холодной тундры и тайги, откуда возникли монголы. Понятно, что впечатлениео монголах как о воинственных, сильных и храбрых кочевниках было создано благодаря тому, что они были весьма устрашающими воинами, а мужские аспекты в большинстве распространенных убеждений тесно связаны с насилием. Такое убеждение создало препятствия для понимания монголов и их духовной природы.
В этом контексте необходимо подчеркнуть два момента: В первую очередь это относительно недавнее и ошибочное убеждение в том, что мужские принципы действуют во многих отношениях жестоко и единственно способны к разрушению, тогда как женские принципы представляют собой абсолютную доброту. Нужно только вспомнить ожесточенную злобу и насилие, проявленные исключительно женскими, хотя и не совсем тонкими прозрениями Кали и Лилит, чтобы понять это и понять бесконечную сложность привычных упрощенных добрых /злых дихотомий. Далее, согласно азиатским и монгольским духовным знаниям, женский принцип является самым беспощадным из-за его интуитивной гибкости, которая придает ему непобедимость. Во-вторых, мы должны понимать, что то, что дало монголам преимущество перед современниками, было именно монгольской чувствительной интуицией, гибким менталитетом и сопутствующей практической способностью приспосабливаться к любым условиям. Это сделало превосходящими более чисто мужские и, следовательно, менее интуитивные, тюркские и персидские народы в южных районах Азии, не говоря уже о противниках монголов на Западе.
Соответственно, тайная история монголов однозначно говорит о волке и олене как о мифических предках всех монголов, появившихся в глубоких, холодных и темных лесах Сибири. Это, вместе с сильной природной традицией говорит нам о том, что монгольский народ хорошо подготовлен к тому, чтобы обеспечить духовную основу для здорового доброжелательного и внимательного подхода к природе и нам самим, поскольку бесценные традиции, которые на протяжении веков отсутствовали в человеческих сообществах в большинстве стран мира, известны в монгольском духовном наследии.
Еще в 1200-х годах монголы сформулировали критику пагубных последствий цивилизованной жизни, и эта критика становится в тысячу раз актуальней в нашу эпоху. Пусть не будет никаких сомнений в том, что женские аспекты Земли являются основным хранилищем столь необходимых сил для исцеления, роста и обновления.
Давайте попробуем, вдруг мы сможем увидеть и поглотить женские силы Монголии и позволить им помочь нам на своем собственном пути к развитию глобального, нет, всеобщего сознания, экологической осведомленности, а также межчеловеческого сострадания и интуитивной ответственности, требуемой для сохранения нашего коллективного ума - понимания того, что мы являемся частью Природы, что мы все дети Великой Матери-Земли или Этуген-эке на монгольском.