Кто стал избранником принцессы-воительницы?
Романтичный образ монгольской принцессы Хутулун более 300 лет захватывает воображение драматургов и режиссеров.
Воительница, не желающая выйти замуж ни за кого, кто слабее ее в борьбе - такой она запомнилась благодаря рассказу Марко Поло.
Принцесса, любившая борьбу
Есть в книге венецианца любопытный рассказ о дочери хана Хайду, претендента на всемонгольский престол и сильнейшего соперника Хубилая. Марко Поло передал ее имя как Айарук, или Айгиарук, объяснив его значение как «Светлая Луна». Позднее, в разных списках его книги имя было искажено. В русском переводе И.П. Минаева, как и в случае с искажениями этнонима бурят, принят далеко не лучший вариант Ангиарм. Тюркологи в целом убедительно объясняют это имя как сочетание тюркских слов ай “Луна” и ярук “сияние”.
Считается, что тюркское имя было прозвищем, или вторым именем. По-монгольски её звали Хутулун Чаган. Первая часть имени переводится как “судьба” от корня хутуг; суффикс -лун в данном случае тот же, что в женских именах Номолун, Тэмулун. Чаган означает “белая”.
Рассказ о принцессе обрел всемирную славу. Марко Поло, хотя служил главному сопернику Хайду императору Хубилаю, передал образ Хутулун в настолько романтичных тонах, что он и сегодня продолжает будоражить воображение людей. Несколько лет назад Монголия сняла фильм “Хотулун гүнж (Принцесса Хутулун)”. Главную роль исполнила Цэрэндолгор.
Ранее во многих странах мира был показан сериал «Марко Поло», в котором истории Хутулун также уделено значимое место. В этом произведении роль принцессы досталась южнокорейской актрисе Клаудии Ким. Именно с этой роли началась ее международная популярность.
Что объединяет обе картины в плане интерпретации образа принцессы, так это подбор актрис. Они совсем не похожи типажами лиц, но обе были обладательницами весьма стройного телосложения.
Между тем, если следовать описанию Поло, историческая воительница была «высокой да плотной».
«Эта девушка была очень сильна; не было в целом государстве ни юноши, ни витязя, кто мог бы её побороть; побеждала она всех. Отец хотел выдать её замуж, а она этого не желала и сказала, что не выйдет замуж, пока не сыщется такой рыцарь, кто победил бы её; разрешил ей отец выходить замуж по собственному выбору…
... не могла она отыскать ни витязя, ни юноши, кто бы мог её победить. Да и не диво: была она красиво сложена, высокая да плотная, чуть-чуть не великанша».
С другой стороны, обе киноверсии придерживались именно мотива борьбы, который фигурирует у Поло, но отсутствует в персидских источниках. С этим мотивом связан и рассказ о сватовстве к Хутулун.
Принц, проигравший принцессе
«Случилось, что в 1280 году пришел туда сын богатого короля, был он молод и красив. Было с ним много красивых товарищей, и вел он с собою тысячу прекрасных коней в уплату деве за свою попытку. Как пришел этот королевский сын, тут же объявил, что хочет помериться силою с девой. Обрадовался король Кайду; хотелось ему, чтобы юноша женился на дочери, ибо знал, что тот – сын короля. И скажу вам, велел король Кайду сказать дочери тайно, чтобы она поддалась; а дочь отвечала, что ни за что в свете этого не сделает. И что вам сказать? Знайте, собрались в большом покое и король, и королева, и много мужей и жен; пришли королевская дочь и сын короля; такие оба красавца, что диво на них глядеть!
Юноша, скажу вам, был и силен, и крепок, не было ему равного по силе.
Вышли оба на середину покоя, народу было тут много, и заключили между
собой договор: коль юноша не победит, так проигрывает ту тысячу коней.»
В других источниках нет мотива «сына короля», хотя большинство других сведений о принцессе подтверждается. Что мог подразумевать Марко Поло под «королем», не понятно. В Монгольской империи были вассальные правители, типа корейского короля, или русских князей, но весьма мала вероятность того, что кто-то из них мог прибыть ко двору Хайду с тысячью коней. Возможно, этот мотив вставил Рустикелло, а претендент на руку Хутулун был не сыном короля, а просто богатым монголом. Как бы то ни было, Поло подает историю в таком духе, что весь народ Хайду болел за этого красавца, но тот будто бы все же проиграл.
Вероятнее всего, рассказ о борьбе с принцессой является переносом на образ Хутулун давно сложившегося в тюрко-иранском мире фольклорного сюжета с той разницей, что среднеазиатские легенды ставкой в этой борьбе называют не тысячу коней, а голову претендента.
Фрагменты о Хутулун из сериала «Марко Поло»:
Сюжет о борьбе стал известен именно из книги Марко Поло, и здесь он несколько расходится с другими источниками, но его сведения находят полное соответствие в другом. Поло вскользь упоминал, что Хутулун вместе с отцом принимала участие в битвах.
«Водил король Кайду дочь во многие битвы, и во всех схватках не нашлось витязя, кто бы взял над ней верх. Не раз, скажу вам, отправлялась дева к врагам, силою захватывала витязя и приводила его к своим. Случалось это много раз.»
В сравнении с персидскими известиями мы видим практически то же самое.
«У Кайду есть одна дочь по имени Хутулун-Чаха. Он ее любил больше всех детей. Повадки у нее были, как у юношей, она неоднократно ходила в поход и совершала подвиги, пользовалась у отца уважением и была подмогой. Отец не выдавал ее замуж.»
Как видим, участие Хутулун в боевых действиях независимо подтверждается из разных источников. Однако, в “Сборнике летописей” Рашид ад-дина тот факт, что принцесса долго не выходила замуж, никак не связывается с ее пристрастием к борьбе. Более того, великий летописец считал, что это вызвано прихотью Хайду, причем он передал даже сплетни, ходившие в то время.
«Люди подозревали, что у него с дочерью недозволенные отношения… В последние годы Кайду от стыда и укоров людей выдал ее замуж…»
Первый избранник принцессы?
«Несколько раз, когда гонцы Кайду приезжали к государю ислама, да увековечит Аллах его царствование, эта девушка посылала привет и дары и передавала: «Я стану твоей женой, за другого замуж не пойду».
Кто подразумевается под «государем ислама» в этом пассаже? Речь идет о принце улуса Хулагу по имени Газан, который позднее станет ильханом этого монгольского государства. Впрочем, учеными высказаны обоснованные сомнения в правдивости этого мотива.
Как бы ни были настроены против Хайду правители улуса Хулагу (союзника Хубилая), но Хутулун там была отлично известна. Ее славу и воинские заслуги в ильханате все признавали. Существует мнение, что Рашид ад-дин передал сплетни об отношениях Хайду с дочерью и версию о ее влюбленности в Газана с одной и той же целью – создать «черный пиар» стана противников и возвеличить собственный лагерь. Пущенный слух о влюбленности такой прославленной девушки как Хутулун в принца-хулагуида несомненно способствовал бы возвеличиванию Газана.
Трейлер фильма “Хотулун гүнж (Принцесса Хутулун)”:
Справедливости ради следует упомянуть и о другой стороне версии Рашид ад-дина. Газан в юные годы был губернатором Хорасана, который на северо-востоке граничил с улусом Хайду. Теоретически молодые люди могли быть знакомы. Например, Хутулун могла находиться в составе одного из посольств, которые в мирные годы Хайду отправлял в ильханат. Либо Газан и Хутулун могли познакомиться во время какого-то приграничного мероприятия.
Как бы то ни было, против версии о попытке Хутулун предложить себя Газану говорит тот факт, что в очень подробно известной биографии ильхана нет никаких упоминаний о знакомстве с дочерью Хайду. Кроме того, брак между чингисидами был бы довольно странным делом. Это не могло получить одобрения в монгольском мире.
Красавец Абтакул
Хотя выше мы видели цитату из пассажа Рашид ад-дина о замужестве Хутулун, которую отец будто бы «выдал замуж», летописец в другом месте рассказывает совсем иное. Принцесса сама выбрала себе мужа, о котором было известно, что он отличался высоким ростом и красотой.
«Ее муж, упомянутый Абтакул, человек проворный, высокого роста, красивый. Она сама избрала его в мужья и имеет от него двух сыновей».
Кем же был этот избранник принцессы-воительницы?
Известно, что Абтакул был из «рода» куралас (монг. хорилас, современные этнос горлос и род хурлад). Это тот самый «род», из которого происходила праматерь монголов-нирунов Алан-гоа.
Образование этой этнической группы связано с распрями внутри хори-туматского племени во второй половине 10 века. Проигравшая группировка ушла на восток и поселилась среди онон-керуленских монголов. В эпоху Монгольской империи к тем кураласам присоединились хоринцы, переселяемые из Горной Бурятии и Приангарья. В конечном итоге в монгольских летописях перестали различать «старых» и «новых» хориласов (горлосов) и всех скопом начали именовать горлосами.
Из какой именно группы горлосов происходил Абтакул, достоверно неизвестно. Однако его имя, возможно, содержит тот же формант -кул, что и имя хори-туматского предводителя Дайдухул Сохора. Есть и весьма интересные сведения, позволяющие допустить, что избранник Хутулун был скорее хори-туматом, чем «старым горлосом».
В ряде списков “Сборника летописей” уточняется, что Абтакул прибыл из Китая. Как мы видели в предыдущих публикациях, в Китае довольно рано стали появляться именно «буряты», то есть хори-туматы из Баргуджин Токума, а не ононские горлосы. «Бориаты» упоминались Марко Поло в качестве привилегированной группы в составе департамента Юншээбу, ведавшего снабжением императорского двора и облавными охотами.
Очень показательно, что Абтакул, уйдя от Хубилая по каким-то своим причинам, в улусе Хайду сделал карьеру практически в той же сфере, что и «бориаты» в Юань. При Хайду он стал баурчи, а затем эмиром всей службы стольников. Должность баурчи в монгольских государствах была одной из самых высоких дворянских должностей, ее обычно давали людям, в преданности которых не было сомнений.
Таким образом, совокупность данных позволяет предполагать, что избранник принцессы-воительницы Хутулун происходил из тех самых бурят, что служили в департаменте Юншээбу. Нам неизвестны причины, побудившие Абтакула покинуть престижную службу всемонгольского императора и перейти на сторону его главного противника.
В качестве повода для будущих киносценариев или театральных постановок можно выдвинуть версию о том, что Абтакул участвовал в одном из походов на улус Хайду. Романтический вариант тут мог бы развернуться в сюжет о встрече молодых людей на поле брани. Кто знает, быть может Абтакул влюбился в принцессу и любовь привела его к переходу в улус мятежного Хайду?
Фото: Фото из открытых источников, скриншот
В сюжете: Хутулунмонголыистория монголовМонгольская империямонгольская принцесса