«За проезд передаем!»
О том, как улан-удэнцам трудно избавиться от привычки, выработанной годами.
С появлением в 90-х годах в большом количестве маршрутных такси, Улан-Удэ отличался тем, что плату за проезд водители требовали при посадке. Чем, скажем, столица Бурятии отличалась от соседнего Иркутска. Где всегда расплачивались при выходе. Как-то приехав в Улан-Удэ году в 2002-м, гордо просидел в маршрутке до своей остановки.
- С Иркутска приехал? Я так и понял, - усмехнулся водитель. Впрочем, стремление «обуть» «шефа», видимо не только в улан-удэнской ментальности. В Ангарске, который от Иркутска в какой-то полусотне километров, тоже расплачивались при входе.
Но в последнее время ситуация изменилась. Одно время, из-за вала аварий, водители требовали, чтобы пассажиры расплачивались только на остановках. Но правила эти нарушались постоянно. Теперь же, даже в «Газелях» почти все водители повесили таблички, что оплата – при выходе. Впрочем, многие улан-удэнцы все равно, по привычке, суют деньги, только усевшись на свое место.
К слову о «Газелях» и прочих автобусах. Отмена «Истан» на маршрутах до сих пор сказывается, но это был вынужденный шаг. Уверен, если бы не волевое решение Правительства Бурятии, маршрутчики так бы и возили пассажиров на «Истанах» до скончания веков. Но автобусов средней и большой вместимости в городе по-прежнему не хватает, и люди, особенно в час пик, набиваются в них, как сельди в бочке.
Если сравнивать с Иркутском, то там ситуация с общественным транспортом куда лучше. Еще в середине 2000-х город стал постепенно избавляться от «Истан» и «Хендаев» и переходить в массовом порядке на автобусы средней вместимости. И не 18-20 местные «Форды» с «Пежо» и «Фиатами».
А автобусы вместимостью более 30 мест, в которым «стоячим» пассажирам куда удобнее. Опять же, в Иркутске есть троллейбусы.
Довольно забавная ситуация некоторое время была в Иркутске с трамваями. В середине 2000-х, видимо, решив что кондукторы – это вчерашний день, в трамваях установили старые добрые советские компостеры, а пассажиры должны были «обилечиваться» у водителя. Но это привело к неудобствам и сокращению собираемости платы, так как многие иркутяне попросту стали ездить «зайцами». Кондукторов вернули, при этом «вооружив» их контрольно-кассовыми машинками.
Но самое обидное – это стоимость проезда. В Иркутске она который год держится на уровне 12 рублей, в то время как в Улан-Удэ – 17. При этом власти похваляются, что у нас самые низкие цены на бензин в Байкальском регионе.
Фото: автора
В сюжете: Улан-УдэБурятияобщественный транспорт