Бабушка -шаманка
Автор и партнер АРД Оюмаа Донгак о своей бабушке - шаманке.
По телефону разговаривала с родственниками в Чыраа-Бажы. Поговорили на очень интересную тему, о родителях моего отца. Я уже писала, что мой отец всю жизнь работал партийным работником. Мы и выясняли, как ему удалось вступить в партию, несмотря на социальное положение своих родителей.
Дело в том, что мать моего отца была очень известной шаманкой в окрестностях Чыргакы, Чыраа-Бажы, отец был единственным ребенком у нее. Она была известным шаманом, ее приглашали камлать и в другие кожууны. Никто ее по имени не знал, даже родственники, звали просто "Хам-кадай" (Женщина-шаманка). Моя мама даже не знает, как свекровку звали. У бабушки до сих пор сохранилось свое дерево "Хам-дыт" в местечко Хову-Аксы (не путать с пос.Хову-Аксы) в Чыргакы. Моя родственница рассказала, что недавно посетила его. Взрослое население Чыраа-Бажы до сих пор бабушку помнят, многих именно она и лечила. Нашу соседку Светлану по даче на левом берегу в детстве звали "Ыдаалай". Ребенком Светлана сильно заболела, пригласили бабушку. Бабушка камлала всю ночь, и под утро вытащила ребенка из "кавай" (детская качалка-кровать) "спрятала" ее за аптара ( комод) на другой стороне юрты. А на месте ребенка в кровати положила маленького щенка. (Это ужасно, рискую попасть под шквал критики защитников животных, но такова была жизнь). Через какое-то время хозяева обнаружили на кровати ребенка мертвого щенка. Забирая душу щенка, спасала жизнь младенцев, которым давала имена, связанные с собакой: "Ыдаалай", "Ыдынай", "Ытчыгаш"...
С ее именем связано очень много легенд, где правда, где вымысел - уже не разберешь. И я к этому приложила руку, в начале 90-х годов написав пьесу на тувинском языке "Вселенская скорбь", так перевел название пьесы на русский язык народный писатель, главный шаман Тувы Монгуш Кенин-Лопсан, посвященную бабушке. Пьесу забрал наш именитый режиссер Алексей Кара-оол, чтобы поставить. Но режиссер Вреж Мелоян выпросил пьесу, ему она нужна была, чтобы вывести за границу. Многое изменил по-своему, но получился потрясающий спектакль. Московские критики его очень хвалили. Помню, открывал спектакль один из моих дедушек, народный артист Тувы Александр Тавакай, сыгравший много лет роль шамана в спектакле "Хайыраан бот".
Отец рассказывал, когда начались преследования шаманов и лам, бабушка с дедушкой ушли в тайгу. Там они вырыли большую яму, прикрыли деревом, и в этой яме прожили осень и зиму. Вернулись в стойбище только весной. То, что он сразу стал работать собирателем налог, думаю, было условием местной власти - оставить его жену на свободе. Тогда собирать налог было очень трудным делом, особенно после плохой зимовки, при массовом падеже скота. Не всем это было под силу, не все хотели. В то же время бабушку в особо критических ситуациях продолжали тайно приглашать под покровом ночи, она и не отказывалась. Когда бабушка умерла, дедушка надежно спрятал шаманские атрибуты бабушки в тайге.
По преданию народа, не дай бог найти простым людям вещи шамана - не миновать беды. Похоронили бабушку, как подобает хоронить шаманов, положив ее на дерево на шестах возле горы. Только шесты были короткие, чтобы могила не выделялась и не бросалась в глаза людям. Через какое-то время, после смерти бабушки, дедушка женился во второй раз и переехал в с.Саглы Овюрского района. И у отца началась другая жизнь и другая история, вполне совместимая с советским строем.
Как-то я говорила о бабушке Монгушу Бора-Хоевичу, он мне сказал:
" В трудные времена тебе есть кому обратиться, дух ее вечный, оберегает вас".
Я даже представления не имею, как это будет происходить, имею в виду мое обращение к ней, то ли в виде молитвы, то ли в виде разговора, да и о чем просить, а вдруг это опасно. Я не стала ничего выяснять у Башкы.