Монгольский балет выходит на новый уровень
Танцоры театра оперы и балета Монголии создали творческое объединение “Nomadic Ballet production”, чтобы продвигать монгольский балет на мировом уровне.
Солисты и танцоры Государственного академического театра оперы и балета Монголии создали творческое объединение “Nomadic Ballet production”. Молодые артисты намерены продвигать монгольский балет на мировом уровне.
Объединение представит свою первую постановку “Sentiment” или “Чувство” 29 апреля по случаю Дня танца. Танцоры обещают, что их представление будет включать в себя неоклассику и классические номера балета, а также модерн.
Сценическое искусство балета в Монголии развивается более 70 лет. Отметим, что возникновение танца в Монголии относится к глубокой древности, связано с трудовой деятельностью многих племён. Многочисленные изображения танцев сохранили наскальные рисунки древних монголов. В монгольском фольклоре имеются сведения о тетеревиной и журавлиной плясках. В историко-литературном памятнике "Сокровенное сказание" (13 в.) упоминается массовый народный и охотничий танец. Пантомимическими танцевальными сценками сопровождались выступления народных певцов (хуурчи), сказителей (улигерчи) и др. Существовали также танцы, связанные с бытовыми обрядами (сопровождавшими свадьбы, сбор урожая и др.) и содержавшие элементы театрализации. Наибольший интерес представляет танец биелгэ, имеющий много разновидностей, ставший народным, источником современного балетного искусства. Получив широкое развитие у западно-монгольских народностей, он отражает в то же время особенности быта всего монгольского народа. Биелгэ называют "танцем тела", т. к. он состоит из движений всего корпуса, рук и ног.
Современное монгольское танцевальное искусство достигло высокого развития после победы народной революции в стране (1921). В многочисленных кружках художественной самодеятельности, получивших повсеместное распространение, большое место заняли танцевальные номера. На основе традиционных танцев создавались новые. В 1930-х гг. в Монголии возник балетный театр, была заложена основа классического балетного искусства. Монгольский национальный классический балет тесно связан с народными истоками танцевального творчества. В 1932 в Улаанбаатаре был открыт Музыкальный драматический театр. В 1963 на базе оперной и балетной трупп этого театра создан Государственный академический театр оперы и балета Монгольской Народной Республики. Большое влияние на становление искусства балета в МНР оказала совеременная хореографическая школа.
Все крупные деятели монгольского балета учились в СССР. Значительный вклад в развитие хореографического искусства МНР внесли танцовщики Ц. Дашдулам, Д. Булхүү, Ж. Алимхүү, Ц. Тоомой, Т. Туул, О. Ганбаатар, Н. Баатар, Оюун, балетмейстеры Д. Лхасүрэн, Б. Гүрбазар, Д. Балдандорж, Ц. Сэвжид, Б. Жамьяндагва, Д. Бэх-Очир. Современные балетмейстеры часто ставят спектакли в Монголии, в музыкальном-хореографическом училище Улаанбаатара преподают современные педагоги. В 1978 в МНР работают Государственный академический театр оперы и балета и 6 аймачных (областных) театров с балетными труппами (в Чойбалсане, Ховде, Баян-Өлгие, Улангоме, Мөрөне и др.).