ООН приняла резолюцию о грамотности, инициированную Монголией
Страны-члены ООН поддержали резолюцию о грамотности. 100 стран присоединились к этой инициативе в качестве соавторов.
6 ноября во время Третьего заседания 73-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (UNGA 73) была принята резолюция «Грамотность для жизни: формирование будущей повестки дня», внесенная Монголией.
Согласно обследованию ЮНЕСКО для UNGA 73, около 750 миллионов взрослых во всем мире, большинство из которых женщины, являются неграмотными, 617 миллионов детей и подростков не имеют доступа к образованию, а 262 миллиона детей и подростков во всем мире не посещают школу.
С принятием этой резолюции Генеральная Ассамблея ООН признала «каталитический эффект» Десятилетия грамотности Организации Объединенных Наций (2003-2012 годы) в качестве «глобальной основы для устойчивых и целенаправленных усилий по развитию грамотности и грамотной среды».
В резолюции содержится призыв к правительствам «расширить программы распространения грамотности среди детей, молодежи и взрослых, включая пожилых людей», для «содействия инновационному предоставлению услуг по распространению грамотности, в том числе посредством технологий и укрепления институциональной сети».
Что касается уровня грамотности взрослого населения (в возрасте 15+) самой Монголии, то он равен 98,5%. Другими словами, 98,5% населения в возрасте 15 лет и старше могут с пониманием читать и писать короткие, простые предложения, касающиеся их повседневной жизни. Как правило, ‘грамотность’ охватывает умение считать, умение осуществлять простые арифметические расчеты. Этот показатель рассчитывается путем деления числа грамотных в возрасте 15 лет и старше на население соответствующей возрастной группы и умножения результата на 100.
В Монголии образование обязательно для всех детей в возрасте от семи до шестнадцати лет. В начальной школе монгольский язык является центральной составляющей образования.
В стране также существуют буддийские монастырские школы. Раньше практически всё образование традиционно находилось под контролем монастырей и было в основном предназначено для буддийских монахов. Тибетский язык был языком образования в начальных школах и языком богослужения. Сегодня в школах при монастырях основным языком обучения является монгольский, а вторым — тибетский язык.
Иностранные языки преподаются со средней школы. В основном это английский. В ВУЗах английский используется наряду с монгольским.
Английский является наиболее распространенным иностранным языком, за ним следуют японский, корейский и китайский.
Среди молодых людей популярен японский язык, в меньшей степени немецкий, французский и итальянский языки. Также немецкий знают те, кто учился в социалистическое время в ГДР. Всего немецким владеет около 20 тыс. человек. Французский в 2002 году изучало около тысячи студентов в пяти средних школах и шести государственных и частных высших учебных заведениях, а также 200 студентов, изучающих право, журналистику и международные отношения.
В сюжете: ООНрезолюцияграмотность