Центр тувинской культуры обрел нового руководителя
Созданный с целью обеспечения условий для сохранения и развития народной культуры и традиций Центр открылся в прошлом году на месте старого здания Национального музея в Кызыле.
В Центре тувинской культуры работает Национальный оркестр республики, международный научный центр «Хоомей», творческие коллективы и мастерские по изготовлению национальной одежды, национальных инструментов, сувенирной продукции, фольклорные группы «Хун-Хурту», «Алаш», «Чиргилчин», «Тыва кызы».
Инициатором создания Центра и первым его директором был Конгар-оол Ондар - Народный хоомейжи Республики Тыва, к сожалению, скоропостижно скончавшийся в августе этого года. По предложению тувинского премьера новым руководителем назначен Алдар Тамдын – известный фолк-музыкант, возглавлявший мастерскую по изготовлению тувинских национальных инструментов ООО «Оваа».
На встрече с коллективом Центра глава правительства Тывы Шолбан Кара-оол, обращаясь к молодым артистам, призвал скорейшим образом продолжить дело своего учителя и наставника: «Только так мы сохраним о нем память, и его славное имя будет увековечено в истории. Сейчас важно не поддаться унынию, а наоборот, в традициях буддизма еще более жизнеутверждающе взяться за обустройство Центра и внедрение новых программ».
Новый руководитель Центра Алдар Тамдын еще пять лет назад был удостоен дипломов первой степени практически во всех номинациях первого конкурса мастеров тувинских национальных инструментов. Одной из целей этого конкурса стало выявление эталонного инструмента в каждом из представленных видов. Давний и долгий спор о путях развития национальной музыки, отходе от европеизации и необходимости модернизации струнных инструментах, особенно тувинских игилов, подвергавшихся в советское время «идеологической репрессии» и забвению, на этом конкурсе вылился в открытое обсуждение. И тогда же участники конкурса учредили Союз мастеров Тувы.
В интервью 2009 года в газете "Центр Азии" Алдар Тамдын рассказывал о себе: "Родился я десятым, младшим, ребенком в семье. Отец окончил духовое отделение института культуры в Улан-Удэ. Затем работал в театре. Однажды отец с коллегой приехали в Кызыл на партийное собрание. Выступили с речью о необходимости популяризации игры на исконно тувинских инструментах. А один чиновник, тувинец, им заявил: «Да как вам не стыдно! Копаетесь в старье! Есть баян? Есть балалайка? На них и надо играть!» И согнал с трибуны растерянных энтузиастов.Тогда встала Василевская, педагог из училища искусств, и заявила: «Это же ваша история, ваше искусство. Надо играть, надо развивать!».
«В советское время, – сказал А.Тамдын,– традиционные музыкальные инструменты были подогнаны под жесткие стандарты, являлись жалкими копиями европейских. Звук плохой, оригинального национального звучания нет. В общем, не инструмент, а мебель фабричной работы. Правда, хорошее в процессе унификации тоже было: появились методические пособия. Например, методичку по игре на виолончели переписали для игил. Но самым лучшим было то, что открылось национальное отделение в училище. Из его-то выпускников и создан сегодняшний оркестр национальных инструментов".
В ходе встречи с главой правительства Тувы коллектив Центра культуры согласился с кандидатурой нового руководителя, а также поддержал инициативу премьера развивать при Центре субъекты малого предпринимательства. Речь идет об открытии мастерской по изготовлению и реализации продукции народно-художественных промыслов и ремесел, студии звукозаписи и распространения кино-, видеоматериалов о тувинской традиционной культуре, хоомее, исполнителях горлового пения. Кроме того, сотрудники Центра примут участие в подготовке празднования 100-летия единения Тувы с Россией, которое состоится в следующем, 2014, году.
Фото: Саяна Монгуш
В сюжете: культура