Монголия - страна особого путинского внимания, однако там у России есть проблемы...
После визита Путина в Монголию провозглашено "открытие новых перспектив", главным образом - в экономических отношениях этих двух стран. Но, если приглядеться - не такие уж они и новые, эти перспективы. Да и перспективы ли то на самом деле? Российские блогеры анализируют причины "особого путинского внимания" к "стране Чингисхана" и находят, что кровные интересы России не могут позволить какому бы то ни было российскому руководству "упустить Монголию".
Все великие российские или советские государственные лидеры стремились войти в историю как “собиратели земель русских”. Бездарно потерянные Лениным части Российской империи как Финляндия, Польша всегда оставались в центре внимания Сталина, который сделал много для того, чтобы вернуть хотя бы часть потерянных территорий . В результате войн в 1939-1940 годах СССР присоединил к себе Западную Украину, Западную Белоруссию и отодвинул границу Финляндии от тогдашнего Ленинграда.
Путин, вне всякого сомнения, великий политик. Он возродил чувство величия России в сердцах россиян. Благодаря Путину Россия ведет самостоятельную внешнюю политику, не озираясь на Вашингтон или ЕС. Но разница внешней политики между СССР и нынешней РФ состоит в элементарном прагматизме российских лидеров.
Если раньше СССР был готов помочь и оружием и кредитами всем, кто провозглашал социалистическую ориентацию, и в друзьях СССР оказывались весьма одиозные фигуры типа Саддама Хусейна или Нур Мухамеда Тараки, то сейчас сугубо экономические или геополитические интересы стоят на первом плане.
Даже со старыми друзьями СССР, как Фидель Кастро, Россия ведет очень прагматичную политику. Списание старых советских долгов Кубы выглядит не как жест отчаяния богатого кредитора, неспособного вернуть свои деньги с обанкротившегося клиента, а как многоходовая комбинация. За списание долгов Кубе придется разрешить России реновацию военной базы, которая существовала еще во времена СССР. Видимо, это часть большего плана военного присутствия России по всему миру.
Пространство 1520 и Монголия
Но Монголия – это страна особого путинского внимания. Вопрос даже не в том, что Монголия была долгие годы сателитом СССР. Даже не в том, что монголы, пользуясь слабостью Горбачева и рассчитывая на обещания тогдашнего госсекретаря США Дж.Бейкера, выгнали многотысячный контингент советских войск практически в одночасье. Конечно, такие действия не прибавляют теплоты во взаимоотношениях между государствами. И вряд ли кто вспоминает об этом сейчас, во время юбилея победы на Халхин-голе.
Сейчас у России к Монголии интересы экономические и геополитические. Нельзя даже сказать точно, какой интерес стоит на первом месте. Скорее всего – экономический.
Якунин и Монголия
В.Якунин не является крупным специалистом в области железнодорожного транспорта. Он друг Путина. Кроме Якунина в РЖД есть масса специалистов. Роль Якунина состоит не в управлении РЖД как бизнес-менежера. Он отвечает за транспортную часть большой геополитической игры. Названия могут быть разными: “евразийский союз”, “таможенный союз”. Это некий противовес Европейскому Союзу.
Путин желает экономически соединить все бывшие советские республики, кроме прибалтийских, в единую экономическую зону. Первыми участниками стали Россия, Казахстан и Беларусь.
У Казахстана был интерес скорее стратегический. Казахстану нужен был большой и надежный партнер в его отношениях с Китаем. А у Беларуси, а точнее у А.Лукашенко, просто не было выбора. Кому он нужен в Европе? Со своими МАЗами и картошкой? И Европа не стала бы терпеть его диктатуру. Так что у Лукашенко просто выбора не было. А Россия относится к нему по принципу: “Он сукин сын, но наш сукин сын”, закрывая глаза на внутренние проблемы Лукашенко.
Одним из веских инструментов создания экономического союза на территориях стран бывшего СССР является железная дорога. Скорее, не сама дорога, а сеть железных дорог.
Сейчас Армения вступает официально в Евразийский союз. Так сказать становится новым членом. А все началось с железной дороги Армении. Единственным транспортным средством экономического характера для Армении является железная дорога. Пользуясь тем, что Россия является и транзитером и грузодателем для Армении, РЖД прибрала к себе компанию “Армянские ЖД”. Сейчас менеджмент этой компании осуществляет РЖД, то есть этой компаниией руководят специалисты из России. Такое же давление осуществляется на все железные дороги стран бывшего СССР.
Экономически выгодный для всех, кроме России и Казахстана, проект строительства железной дороги из Китая в Киргизию удалось остановить угрозой эмбарго нефтепродуктов. И эту политику давления через железную дорогу и разработал В. Якунин, и называется она “пространство 1520”. И Монголия попала в это пространство.
Проблемы России в Монголии
Главной проблемой России в Монголии является само государственное устройство Монголии. Путин, как единоличный лидер страны, который сосредоточил всю власть в своих руках, не может пока работать с монголами. Монголия – парламентская республика, и тут есть своя специфика.
Россия погасила долг Монголии при президенте Н.Энхбаяре. Тот наобещал много чего Путину, а того не переизбрали. А сейчас Н.Энхбаяр вообще находится в Корее и лечится. Ну не спрашивать же с больного человека, где обещания по месторождению серебра и урановым рудникам?
Потом решили, что самый нужный человек – это премьер-министр. И помогли С.Баяру стать премьер-министром. А тот взял и обманул с месторождением Оюу Толгой. Тоже заболел, упал с лошади и убежал в США.
Потом взялись за популярного в то время политика Х.Баттулга. А тот, в силу своей глупости или скорее жадности, загубил такую хорошую комбинацию. Ну об этом попозже.
С одной стороны, видимо, не хватает хороших аналитиков по Монголии, с другой стороны – мешают старые советские замашки “старшего брата”.
Интересы России в Монголии
Как не крути, вся инфраструктура и индустрия Монголии была создана Советским Союзом. Даже если некоторые заводы строились при помощи других братьев из соцлагеря, то они строились по приказу Москвы. Как построенные чехословаками цементный завод в городе Дархан или обувная фабрика в Улан-Баторе.
Россия хочет стать мировым лидером в энергетике. И у нее все есть для этого. Из-за технологического отставания Россия даже не будет пытаться конкурировать на рынке солнечных панелей и других направлений экологической энергетики. России это и не нужно. У неё есть и нефть, и газ, и уголь, и уран. Именно так и стоят по степени важности.
Из этого списка в Монголии есть два последних компонента, а именно – уголь и уран. Тут и выходит на первое место вектор российского интереса в Монголии.
Ну, если взять уголь, то Монголия напрямую угрожает российскому экспорту угля.
Стоит напомнить, что в середине 90-х годов Россия была вытеснена с европейского рынка американцами и смешно сказать – и колумбийцами. Правда, колумбийский уголь тогда и сейчас контролируют американцы. И Россия переориентировалась на более перспективный рынок Азиатско-тихоокеанского региона. Это Китай, Корея, Япония и Тайвань.
Еще со времен премьерства Фрадкова Россия пыталась прибрать к рукам угольную отрасль Монголии. Особенно это касается месторождения Таван Толгой. В 2007 году было официально объявлен российский интерес к этому месторождению. Но интерес состоял именно в контроле. Расположенное близко к Китаю, это месторождение несло в себе большую угрозу всей угольной политике России. Именно расположение, качество угля и себестоимость были решающими факторами.
Тут Путин сделал ставку на В.Якунина и О.Дериспаску. Первый – это железнодорожные решения, а второй – это угольный магнат. Вернее, еще и угольный магнат. В качестве монгольского партнера выбрали Баттулга, амбициозного политического деятеля-лидера демократического союза.
Ставка через Якунина состояла в присоединении Таван-Толгойского месторождения к Трансмонгольской железной дороге. Так как Россия владеет половиной акции монгольских железных дорог – УБЖД – это автоматически давал контроль над месторождением.
Тут можно вспомнить как в 2010 году В.Якунин, как волшебник, отправил пару составов с Монгольским углем со станции Чойр в Находку, осуществляя давнюю мечту монголов о выходе к морю. Так сказать, показал всем, что может РЖД и лично В.Якунин.
А игра через Дерипаску состояла в том, чтобы приобрести частично или полностью самые значимые угольные месторождения в Монголии, в том числе и Таван-Толгой. Но тут монгольские политики-бизнесмены переиграли россиян. Самый лакомый кусок – Ухаа Худаг – был отдан группе монгольских компаний под общим названием “Энержи рерурс”. А другие разрезы решено было передать иностранным компаниям. Тут как ни пытались россияне, ничего не случилось вообще. Просто никому ничего не отдали. Что тоже было хорошо россиянам.
Главное состояло в том, чтобы взять контроль над этим месторождением.
Но тут прыткие ребята из “Энержи ресурс” чуть было не спутали все карты и Якунину, и Дерипаске. Они смогли найти 700 млн. долларов США на строительство железной дороги. А наши ребята не могли позволить существование неподконтрольной России железной дороги от шахты к китайской границе. Это могло нарушить все инвестиционные проекты российской угольной промышленности.
Поэтому был дан приказ нужным людям в правительстве Монголии остановить строительство этой железнодорожной ветки. Ну, тут надо понимать, что не геополитика Монголии, не национальная безопасность имеют какое-то отношение к этой железной дороге. Надо учесть российские интересы и все пойдет.
Очень много материалов касательно разработки принадлежащих ранее СССР месторождений урана. Ни канадцы, ни французы не могут работать в этом направлений. Монголия – это не Нигер, страна в Африке, где французы давно работают с ураном. Этого Россия допустить не может. В принципе.
Ну, и надо помнить, что в России или российских геофондах находится больше материалов, чем в самой Монголии. Надо об этом помнить всегда.