Монгольская игра "Шагай" вошла в список нематериальных сокровищ ЮНЕСКО
«Шагай», традиционная монгольская игра в кости вошла в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
С 24 по 28 ноября в Париже состоится девятая сессия Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия под председательством Хосе Мануэля Родригеса Куадроса (Перу). Нематериальное культурное наследие включает живые культурные традиции, передающиеся из поколения в поколение, в том числе традиции устного народного творчества, исполнительское искусство, социальные обычаи, обряды, празднества, а также знания и ритуалы, относящиеся к природе и вселенной, и традиционные ремесла, сообщила АРД пресс – служба ЮНЕСКО.
Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия, в состав которого входят представители 24 государств-членов ЮНЕСКО, отвечает за осуществление Конвенции 2003 года об охране нематериального культурного наследия, которую на сегодняшний день ратифицировала 161 страна.
Комитет также рассмотрит предложения о включении новых элементов в два списка – Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, и Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, включает элементы нематериального наследия, существование которых находится под угрозой, и охрана которых должна быть обеспечена в кратчайшие сроки. Репрезентативный список, который на данный момент насчитывает 35 элементов, позволяет государствам-участникам Конвенции мобилизовать международное сотрудничество и помощь, необходимые для обеспечения передачи этого наследия при участии заинтересованных общин.
В этом году на включение в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества будут рассмотрены 46 кандидатур:
• Азербайджан – Традиционное искусство изготовления и ношения женского шелкового головного платка кялагаи и его символика;
• Алжир – Ритуал и церемонии празднования «Себейба» в городе-оазисе Джанет;
• Аргентина – Культура кафе в кварталах Буэнос-Айреса: традиции, обычаи и социальные отношения;
• Армения – Лаваш: приготовление, значение и внешний вид традиционного армянского хлеба как выражения культуры;
• Бангладеш – Традиционное искусство вышивания стеганых одеял накши канта;
• Болгария – Чипровски килими (Чипровский ковер);
• Босния и Герцеговина – Техника вышивки «Змиянье»;
• Бразилия – Круг капоэйры;
• Бурунди – Ритуальный танец с королевскими барабанами;
• Бывшая югославская Республика Македония – Социальный танец копачката села Драмче, область Пиянец;
• Бывшая югославская Республика Македония, Республика Молдова, Румыния, Сербия, Турция, Хорватия – Праздник весны Хедерлез или день святого Георгия;
• Вьетнам – Народные песни «Ви» (Ví) и «Зям» (Giặm) провинции Нге Тинь;
• Греция – Знания и умения, связанные с культивированием мастикового дерева на острове Хиос;
• Египет – Тахтиб, танец с тростями;
• Индия – Традиционное производство кухонной утвари из латуни и меди касты тхатхера в городе Джандиала Гуру штата Пенджаб;
• Исламская Республика Иран – Баран Кхахи (Bārān Khāhi), обряды вызывания дождя деревни Кабуран в шахрестане Тафреш;
• Испания – Тамборадас, ритуальная игра на барабанах;
• Италия – Головчатая формировка кустов винограда (vite ad alberello), традиционный вид сельскохозяйственной деятельности на острове Пантеллерия;
• Казахстан – Искусство исполнения традиционного казахского домбрового кюя;
• Казахстан, Кыргызстан – Традиционные знания и навыки изготовления кыргызской и казахской юрт (тюркских кочевых народов);
• Китай – Праздник факелов китайской народности И;
• Корейская Народно-Демократическая Республика – Народная песня «Ариран» в Корейской Народно-Демократической Республике;
• Ливан – Заджаль, устная поэзия и пение;
• Маврикий – Сега, традиционный маврикийский музыкальный жанр;
• Малави – Tchopa, жертвенный танец народа ломве на юге Малави;
• Мали – Выступление с масками и куклами в городе Маркала;
• Марокко – Традиции, знания и умения, связанные с аргановым деревом;
• Многонациональное Государство Боливия – Праздник Пухлай и танец айаричи: музыка и танцы культуры индейцев ямпара;
• Монголия – «Шагай», традиционная монгольская игра в кости;
• Нигер – Практика и формы выражения шутливых отношений;
• Оман, Объединенные Арабские Эмираты – Аль-Айяла, традиционное исполнительское искусство Султаната Оман и Объединенных Арабских Эмиратов;
• Перу – Праздник в честь покровительницы города Пуно, Пресвятой Девы де-ла-Канделария;
• Португалия – Канте алентежано, многоголосное пение региона Алентежу на юге Португалии;
• Республика Корея – Нонгак, общинные обряды, оркестровая музыка и танец Республики Корея;
• Румыния – Шествие в монастырь Моисея по случаю Успения Пресвятой Богородицы;
• Саудовская Аравия – Аль-Арда Аль-Надждия, традиционный танец, барабанная дробь и поэзия Саудовской Аравии;
• Сербия – Слава, праздник святого покровителя семьи;
• Словакия – Ярмарка в районе Радван города Банска-Быстрица;
• Словения – Мистерия в городе Шкофья-Лока;
• Турция – Эбру, традиционное турецкое искусство изготовления мраморной бумаги;
• Узбекистан – Аския, искусство острословия;
• Франция – Гвока: музыка, песня, танец и самобытная культурная традиция Гваделупы;
• Чили – Танец «чино»;
• Эстония – Традиционная баня по-черному в уезде Вырумаа;
• Япония – Техника изготовления васи, традиционной японской бумаги ручной работы.
Что касается монгольской игры шагай, которая заняла достойное место среди сокровищ мирового нематериального наследия, то, как пишут о ней на сайте Голос Монголии, сначала эта игра была предназначена только для богатых. Позднее стала всенародной игрой и в основном в нее играли мужчины, чтобы выявить кто же из них самый меткий. Народные игры одна из частей этого культурного наследия и если наблюдались климатические катаклизмы или болезни среди людей и скота избавлялись от всех напастей с помощью игры в кости. Игру подраздлеляют на халха, урианхай, боржигон.
Главная цель игры выбить со специальной поставки хасаа, то есть плоские кости. Их выбивают также костями. Такое название хасаа получили, потому, что упавшую кость убирают. Играющие в кости садятся по часовой стрелке и играют командами. Стрелок должен выбить кость с растояния четырех метров и 72 сантиметров. Для этого стрелок садится согнув одно колено, а на другом колене ставят специальную панель на которой выстреливают другой костью. Затем пересчитывают кости “растрелянные” командами и те кто более метким становятся победителями. Как только соревнования завершаются команды должны обменяться табакерками, затем следуют угощения.
Игра в хасаа является исключительно мужской игрой. Считается, что счастье стрелков в стрелах. Вся атрибутика игры в разных аймаках бывает разная. Но смысл игры один и тот же.
В Монголии около 6000 тысяч игроков в кости. Из них только 300 получают возможность участвовать в наадамских состязаниях. А остальные играют в аймаках. Во время таких праздников немало иностранцев пробуют свои силы в этой игре.
Дети играли, пользуясь дарами природы. Монгольский народ, проявляя находчивость в поиска методов воспитания молодого поколения, создали множествоувлекательных и веселых игр, обогащая и развивая их на протяжении многих лет.
История сохранила письменный памятник, относящийся к 1240 году-знаменитое“Сокровенное сказание монголов”. В нем наряду с увлекательным описанием исторических событий имеется и упоминание об игре в кости. “Темужин с Жамухою сообща расположились на Хорхонах-Эдсубуре. Стали они вспоминать про свою старую дружбу побратимство. В первый раз они поклялись друг другу быть андами,еще когда Темучжину было 11 лет. Жамуха подарил тогда Тэмужину альчик от козули, а Тэмужин ему в знак дружбы-свинчатку, и они вместе играли в альчики на льду реки Онон”. Таким образом, сохранилось документальное свидетельство о том, что еще в XIII веке монгольские дети играли в кости.
Не только умственному развитию, а также духовному воспитанию, формированию и становлению детей и молодежи как носителей, духа своего народа, национального менталитета способствует игра “Шагай”. Большие просторы и расстояния отделяют монголов от крупных центров, друг от друга. Такова была жизнь аратов. Как взрослые, так и дети вынуждены были отлучаться на время и на большие расстояния и когда их дети или близкие отправляются в дальний путь, им вручают Шагай. При этом они дают его выпуклой овечьей стороной вверх, что символизирует пожелание полного успеха в любом деле.
В сюжете: МонголияЮНЕСКОигра Шагай