Бизнесмен Зоригто Саханов делегирован в спасатели ААТ
Российско-японское совместное предприятие ООО «Альфа Автоматик Техноложис» (ААТ) - крупнейший поставщик автокомпонентов для ведущих автопроизводителей «Рено Россия», альянса «Пежо-Ситроен-Мицубиси» и СП «Джи-Эм-АвтоВАЗ» может свернуть производство, что повлечет остановку конвейеров флагманов российской автомобилестроительной отрасли.
Российско-японское совместное предприятие ООО «Альфа Автоматик Техноложис» (ААТ) - крупнейший поставщик автокомпонентов для ведущих автопроизводителей «Рено Россия», альянса «Пежо-Ситроен-Мицубиси» и СП «Джи-Эм-АвтоВАЗ» может свернуть производство, что повлечет остановку конвейеров флагманов российской автомобилестроительной отрасли.
Японская IHI Corporation, признанный мировой лидер в области машиностроения, может уйти с российского рынка в случае приостановки деятельности российско-японского совместного предприятие ООО «Альфа Автоматик Техноложис» – крупнейшего поставщика автокомпонентов для заводов «Рено Россия», альянса «Пежо-Ситроен-Мицубиси» и СП «Джи-Эм-АвтоВАЗ».
В правительстве Москвы создается рабочая группа для урегулирования острой ситуации вокруг совместного предприятия, куда IHI Corporation делегировала главу московского представительства Атсуси Яги и предпринимателя Зоригто Саханова, консультанта проектов IHI в России, председателя совета директоров Группы компаний «АГРО-Инвест». Свертывание проектов IHI Corporation на фоне нарастающего экономического кризиса может стать крайне негативным сигналом для крупнейших японских корпораций, осуществляющих инвестиции в развитие российской экономики.
Крупнейший поставщик штампованных деталей для завода "Рено-Россия" (ранее ОАО "Автофрамос"), компания "Альфа Автоматив Техноложиз" (ААТ), уйдет с российского рынка в случае, если ей не удастся сохранить производство на территории бывшего завода ЗиЛ, заявил один из акционеров ААТ — японская IHI Corporation, пишет РИА.
Таким образом, завод "Рено-Россия", производственные площадки альянса Renault-Nissan-Avtovaz, СП GM-Avtovaz и "ПСМА Рус" могут остаться без одного из ключевых поставщиков металлических штамповок.
Свертывание производственной деятельности ААТ приведет к остановке основного конвейера предприятия "Рено-Россия", ряда конвейеров на предприятиях "АвтоВАЗа" и СП GM- Avtovaz, что нанесет заметный урон динамике развития автомобилестроительной отрасли РФ, отмечается в письмах IHI, которые компания во вторник направила в правительства РФ и Москвы.
ААТ образована в 2007 году АМО "ЗиЛ" (51%) и японской корпорацией тяжелого машиностроения IHI Сorporation (49%). Производство находится на территории ЗиЛа и занимает 5,8 гектара, включая открытые площадки. С апреля 2008 года компания производит более 150 видов штампованных автокомпонентов (в их числе крыша, капот и крылья) для более 250 тысяч машинокомплектов по заказу заводов "Рено-Россия", "АвтоВАЗ" и "ПСМА Рус". В 2016 году запланировано начало производства компонентов по заказам предприятия GM-Avtovaz.
Последствия для отрасли
Представитель Renault рассказал, что ААТ является крупнейшим поставщиком штампованных изделий для всех моделей, производимых на заводе "Рено-Россия" в Москве.
Представитель "АвтоВАЗа" не смог предоставить оперативный комментарий. Представитель GM-Avtovaz сказал, что ААТ номинирована по проекту нового поколения Chevrolet NIVA и на нынешнюю модель ничего для СП не поставляет.
"Оттуда идет меньше половины штамповки — одно или два наименования, но это очень важные детали конструкции автомобиля", — отметил представитель ПСМА (Прим: Пежо-Ситроен-Мицубиси Альянс). По его словам, это детали для Citroen C4 Sedan и Peugeot 408. Руководство компании (IHI Corporation) выражает глубокую озабоченность решением правительства Москвы по проведению торгов земельными участками промышленной зоны территории ЗиЛа для реализации девелоперских проектов, где с 2007 года локализованы производственные мощности российско-японского предприятия ААТ.
Кто строится в ЗиЛе
В апреле 2014 года ЗАО "ЛСР Недвижимость — М" (предприятие петербургского девелопера "Группа ЛСР") победило в конкурсе по продаже 100% ООО "Промобъект" и получило право на редевелопмент 65 гектаров земли в промзоне ЗиЛ. Компания предложила за лот 28 миллиардов рублей при стартовой цене 23,4 миллиарда. Решение о передаче остальной территории АМО "ЗиЛ" под девелоперские проекты пока не принято, сказал РИА Новости представитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
"Какая-то промышленность на ЗиЛе останется, но какая — пока решается", - сказал, в свою очередь, РИА Новости заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительства Марат Хуснуллин.
Правительство Москвы предложило компании площадку в пределах городской черты для переноса производства ААТ, говорится в письме IHI. Но, по мнению руководства японской компании, перенос крупного высокоточного производства и строительство нового завода ААТ повлекут приостановку конвейеров "Рено-Россия", "АвтоВАЗа" и СП GM-Avtovaz и потребуют длительного времени, значительных финансовых и технологических ресурсов.
В случае прекращения производства, ААТ должно будет выплатить за простой конвейеров автопроизводителей около 3 миллиардов рублей в год в виде штрафов, японская компания IHI понесет потери в размере более 1,5 миллиарда рублей по займам, кредитам и гарантиям, говорится в материалах компании. Предприятия российской металлургической отрасли недополучат более 2 миллиардов рублей ежегодной выручки.
Если не удается сохранить производство
"Если не удастся сохранить производство ААТ в промышленной зоне на территории бывшего завода ЗиЛ, то IHI будет вынуждена рассмотреть вопрос о свертывании дальнейшей локализации промышленных производств и уходе с российского рынка из-за отсутствия непредвиденных инвестиционных ресурсов в корпоративном бюджете", — предупреждает руководство компании в письме.
При этом в настоящее время ААТ располагает портфелем заказов на будущие периоды, что позволит увеличить выручку в 2015-2017 годах в 4,5 раза — до 13,5 миллиарда рублей и выше, говорится в материалах IHI. Также, за этот период операционная прибыль предприятия может увеличиться в 4,5 раза — до 609 миллионов рублей, налоговые отчисления — в 3,6 раза, до 605 миллионов. Помощник гендиректора ААТ Максим Кондратьев сказал РИА Новости, что официальных бумаг о переносе предприятия от правительства Москвы не поступало.
Письма со схожим содержанием руководство IHI направило во вторник вице-премьеру Игорю Шувалову, министру промышленности и торговли Денису Мантурову, а также руководителю департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Олегу Бочарову.
Известно, что в правительстве Москвы создается рабочая группа по урегулированию ситуации вокруг ААТ, куда IHI делегировала главу московского представительства Атсуси Яги и предпринимателя Зоригто Саханова, консультанта проектов IHI в России, председателя совета директоров группы компаний "Агро-Инвест".
История Мосавтозила
Кроме ААТ, на территории ЗиЛа сохранилось еще одно предприятие — "Мосавтозил" (совместное предприятие Московской мэрии и Сбербанка). Немецкий автоконцерн Daimler вел переговоры с "Мосавтозилом" о сборке люксовых MercedesW222 на московской площадке.
На предприятии, Daimler, скорее всего, откажется от этой площадки из-за планов московских властей передать территорию ЗиЛа девелоперам. Заводу предложили переехать в Южный порт, Западное Бирюлево или Бутово. "Но все предложенное не соответствовало базовым техническим требованиям проекта, мало площади", — говорил бывший директор завода Игорь Кульган.
О завершении переговоров немецкого концерна с "Мосавтозилом" говорил и заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дутов.
"Они (Daimler) общаются со многими, в том числе и со своими традиционными партнерами — с КАМАЗом и с ГАЗом. Я думаю, что в течение 2015 года Mercedes примет решение и будет присутствовать в России. Я уверен, что они ходят и торгуются со всеми. Их переговоры с "Мосавтозилом" закончились. Я знаю, что у правительства Москвы другие планы на эту территорию", — рассказал замминистра.
Справка
IHI Corporation (Токио, Япония) - международный технологический лидер в сфере машиностроения с объемом продаж более $ 12,5 млрд. Компания основана в декабре 1853 года. Основные направления производственной деятельности: авиационные, космические и оборонные технологии, судостроение и сельскохозяйственные машины, промышленные системы и оборудование общего назначения, природные ресурсы, энергетика и окружающая среда, городская и социальная инфраструктура, морские конструкции. Знаменательной страницей в истории IHI Corporation является спуск на воду 14 апреля 1856 года фрегата «Хэда» для возвращения в Россию экспедиции выдающегося русского дипломата, адмирала, графа Евфимия Путятина, подписавшего 7 февраля 1855 года Симодский трактат – первый договор о дружбе и торговле с Японией. Незадолго до подписания Симодского трактата экспедиция Путятина попала под удар цунами. Знаменитый путятинский фрегат «Диана» затонул у берегов префектуры Сидзуока. Экипаж был вынужден высадиться на берег, где более года квартировался в деревне Хэда. Первые экспортные поставки машин и оборудования в Россию IHI Corporation предприняла в далёком 1915 году. Сегодня крупнейшими проектами IHI Corporation в России и странах СНГ являются участие в создании совместного предприятия ААТ для производства автокомпонентов (Москва), поставка технологий и материалов для строительства моста через пролив Восточный Босфор (Владивосток), строительство моста через Иртыш (Казахстан), создание каландра для производства автомобильных шин Yokohama (Липецкая область), создание прессовых линий для производства автомобилей Nissan (Санкт-Петербург), поставки специального оборудования и машин для сельского хозяйства, прокладки тоннелей и развития транспортной инфраструктуры.