В китайском языке нет просто слова «брат». Там есть либо «старший брат», либо «младший брат»
Во время визита в российскую столицу главы КНР Си Цзиньпина Россия продемонстрировала миру значение своего плана о «повороте на Восток».
Заявления о российско-китайском братстве, о котором говорят политики и политологи, нужно понимать правильно, по-китайски. Как известно, в китайском языке нет просто слова «брат». Там есть либо «старший брат», либо «младший брат». Очевидно, что в рамках нынешнего российско-китайского братства Россия в сознании Пекина является именно «младшим братом». И по сути у Москвы есть два варианта: либо отказаться от такого рода партнерства и тем самым завершить весь «восточный поворот», либо принять его и искать совместные проекты, где сотрудничество с Пекином несет России выгоду. По всей видимости, Россия выбрала второй вариант и готова к полномасштабному сотрудничеству с китайцами.
Где-то окно возможностей для этого сотрудничества ограничено. Например в области поставок в Китай российских высокотехнологичных товаров, а также совместных разработок (в частности, широкофюзеляжного самолета а также тяжелого вертолета, который, по словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» Александра Михеева, «будет разрабатываться специально для китайского рынка, для выполнения тех миссий, которые сформулированы различными министерствами и ведомствами Китая»). Аналитики не исключают, что через какое-то время китайская наука научится не просто копировать чужие технологии, но и сможет догнать и перегнать российскую, поэтому нужда в этом сотрудничестве отпадет.
Однако есть моменты, в которых российско-китайское сотрудничество органично и долгосрочно. Например, в области экспорта в Китай российских ресурсов. Китайская экономика мало того что энергодефицитна и крайне нуждается в импорте газа (особенно с учетом намерения властей максимально снизить потребление угля), но ей еще необходимо обеспечить безопасность поставок. И на сегодняшний день российский маршрут - один из самых безопасных и надежных. Поэтому во время визита Си Цзиньпина "Газпром экспорт" и PetroChina Internatonal подписали соглашение об основных условиях поставок газа по «западному маршруту».
«Соглашение, которое сегодня подписано, - это фактически часть будущего контракта. Это более десятка статей, которые носят юридически обязывающий характер. Определена окончательная редакция этих чрезвычайно важных, ключевых статей. Это объемы поставки газа (30 млрд кубометров), срок контракта (30 лет), период наращивания объема поставок, срок строительства газопровода, минимальные годовые контрактные количества, суточные контрактные количества, основные параметры спецификации качества поставки газа в Китай, координаты точки, где газопровод пересечет российско-китайскую границу», - заявил председатель Газпрома Алексей Миллер.
Еще одна потенциальная сфера сотрудничества - транспортная инфраструктура. Как известно, Китай реализует масштабный транспортный проект «Шелковый путь» - создание сети автомобильных и железных дорог, которые позволят китайцам торговать с Европой через сухопутные маршруты, а также привяжет к Китаю экономики всех транзитных стран. В России долгое время считали, что «Шелковый Путь» а) будет идти в обход России и исключит ее из важнейшего транспортного потока в Евразии и б) станет серьезным экономическим конкурентом возглавляемого Москвой проекта евразийской интеграции. Однако, по всей видимости, Китай все-таки смог убедить Россию в обратном. Вести «путь» принципиально вне российской территории и без учета российских интересов было бы опасно, поскольку среднеазиатские страны нестабильны и ненадежны (а в случае обиды России на Китай станут еще более ненадежными). А требование надежности и стабильности поставок - важнейшие параметры этого транзитного пути, из-за них Китай, в общем то, и начал реализацию проекта.
Поэтому в Москве российский и китайский президенты приняли совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и проекта "Шелковый путь". «Проекты евразийской интеграции и "Экономического пояса Шелкового пути" могут гармонично дополнять друг друга. По сути, речь идет о выходе в перспективе на новый уровень взаимодействия, подразумевающий общее экономическое пространство на всем евразийском континенте", - заявил президент Владимир Путин. Понятно, что это пока еще рамочное соглашение, однако стороны уже перешли к практическому сотрудничеству в деле создания инфраструктуры. Так, китайские компании готовы вложить в проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань" 104 млрд. руб., а китайские банки могут предоставить под проект кредиты еще на 250 млрд. руб. (общая стоимость проекта оценивается в 1 триллион рублей).
Итоги визита главы Китая в Россию должны серьезно обеспокоить как Соединенные Штаты, так и Японию. Да, в Вашингтоне официально говорили и говорят, что их никак не беспокоит китайско-российское сотрудничество, однако по сути интеграция России в «Шелковый Путь» и усиление зависимости российской экономики от Китая серьезно осложняет все американские стратегии по сдерживанию Поднебесной. В Токио, по всей видимости, обеспокоены еще больше чем в Вашингтоне, поскольку если для США задача сдерживания Китая является лишь способом поддержания собственного господства в мире, то для японцев это вопрос сохранения суверенитета. Однако поскольку Япония следует во внешнеполитическом фарватере Вашингтона (например, в вопросе поддержания антироссийских санкций из-за Украины) и ей сложно проводить независимую внешнюю политику, возможности Токио повлиять на ситуацию ограничены.