Полуправда, или новая ложь
Правительственные органы КНР время от времени издают документы, называемые «Белыми книгами», или «Белыми статьями». Как правило, это политические монологи, в которых они обрисовывают свои намерения и практику, избегая нюансов, противоречий и нулевых решений. Эти книги публикуются в переводе на ряд языков и вызывают широкий интерес.
15 апреля 2015 г. вышла очередная китайская «Белая книга» по Тибету и тибетскому вопросу. На русском языке в Интернете появились ее краткий пересказ и полный вариант (2). Мы использовали также ее английский вариант (3). Документ этот, под названием «Исторический выбор пути развития Тибета», был опубликован пресс-канцелярией Госсовета КНР и помещен на официальном сайте агентства «Синьхуа». Документ состоит из предисловия, пяти глав и заключения.
В «Предисловии» проводится мысль, что Китай издавна является многонациональным государством. Отчасти это верно: становление ханьцев (китайцев) как национальности происходило при участии разных народов. При этом они добровольно принимали общие социокультурные концепты, письменность и т.д. (4). Но те народы, кто не принимал все это, китайцами не становились (хотя время от времени их земли включались в состав Китая). Официальное мнение КНР о статусе Тибета и положении тибетцев в Китае четко сформулированы уже в третьей и четвертой фразах "Белой книги": «Тибет издревле является частью Китая, тибетская национальность – член сообщества судьбы китайской нации. Судьба Тибета всегда неразрывно связана с судьбой великой Родины и китайской нации».
Удивительно, почему китайские власти совершенно не стесняются откровенной лжи в официальном документе? Ведь его составители должны были понимать, что в любой стране любой мало-мальски знакомый с мировой историей человек, прочтя этот пассаж, улыбнувшись, отложит «Белую книгу» в сторону – поскольку общеизвестным фактом, отражённым во всех исторических трудах на эту тему, во всех энциклопедиях, словарях и даже в Википедии, является то, что Тибет издревле как раз НЕ являлся частью Китая, а был самостоятельным государством, немало и успешно воевал с Китаем и даже как-то захватил его столицу.
Более того: Тибет никогда не был частью территории Китая, а тибетцы – частью китайской нации (5, 6). Как национальное государство ханьцев (китайцев) строились Китайская Республика и КНР (несмотря на интернационалистскую марксистскую риторику). Другие народы распавшейся империи Цин не были и не стали китайцами (хотя степень ассимиляции многих «национальных меньшинств Китая», конечно, очень высока). Из того, что Тибет был присоединен к КНР, не следует, что тибетцы стали «членом сообщества судьбы китайской нации». Точнее, некоторые из них действительно этим членом стали – те, кто был успешно китаизирован – но лишь некоторые.
Когда видишь, что «Белая книга» начинается с лжи – как будешь верить дальнейшему её содержанию? На этом ее обзор можно было бы и закончить. Однако мы решили всё же посмотреть, что ещё написали китайские товарищи.
Отдавая должное «блестящей истории и культуре тибетского народа», авторы «Белой книги» считают общество Тибета до середины ХХ в. отсталым, так как там было «теократическое феодальное крепостничество». Хорошо хоть не «рабство», как раньше писали в КНР… В действительности тибетские «крепостные», фактически, были скорее крестьянами-арендаторами(7). Их статус был совершенно другим, чем у настоящих – европейских и русских – крепостных.
«Мирное освобождение», демократическую реформу, основание Тибетского автономного района (ТАР), новые реформы и «открытость» в составе КНР характеризуют как «исторический скачок». Трудно не заметить прозрачную (хотя, вероятно, не предполагавшуюся авторами) параллель с «большим скачком» Мао, имевшим столь трагические последствия для народов КНР!
Далее воспевается экономическое развитие Тибета через строительство социализма с китайской спецификой.
Глава 1. «Старый строй неизбежно сойдет с исторической сцены Тибета». В ней повторяются избитые штампы о том, что «политическая власть охраняла божественную власть, божественная власть контролировала политическую. Эти две сферы власти, соединившись воедино, совместно защищали господство трех категорий крепостников-землевладельцев: высокопоставленных чиновников, феодальной знати и верхушки духовенства». Кроме того, четверть мужского населения составляли монахи.
Полный текст материала – на Портале Сохраним Тибет!
Источник: Сохраним Тибет!
В сюжете: КитайТибет"Белая книга"фальсификация