Гастроли лже-ламы из Бурятии в Туве
Этим летом, на фестивале "Устуу-Хурээ" в Туве, среди почетных гостей выделялся человек в ламском бордовом одеянии, чье поведение вызывало удивление, но, в конце-концов, кто ж из нас без странностей. Устуу-Хурээ - буддийский храм, разрушенный в 30-е годы и построенный заново, в результате 15-летней акции музыкантов, ежегодно, начиная с 1999г. проводивших международный музыкальный "Фестиваль живой веры и музыки", обращавший внимание на проблему его реконструкции. Благодаря личной помощи г-на Шойгу - уроженца этих мест (г. Чадаана), храм Устуу-Хурээ был возведен, а одноименный фестиваль с этого года возобновил свое существование уже как просто музыкальный.
Более двух тысяч гостей, ожидающих на каждом шагу мистики и чудес на фестивале, ставшего популярным идеями возрождения духовности, участием шаманов и лам, не могли не обратить внимание на человека, освящавшего фестивальный костер. Наряду с тувинским шаманом Николаем Ооржаком это был Баир Матанов.
Лже-лама со своим спутником или телохранителем на фестивале “Устуу-Хурээ”, Тува, г.Чадаана июль 2015г.
Его имя известно в Бурятии не только традиционной сангхе, но и органам правопорядка. После серии скандальных историй, связанных со сбором благотворительных средств, инспекциями винных магазинов, ресторанов, современный “сын лейтенанта Шмидта” был разоблачен и официальные лица бурятского духовенства публично отреклись от такого собрата по вере, никогда не являвшегося монахом, хотя и обучавшегося в Иволгинском дацане и в Индии.
Никаких радикальных мер наказания к нему не применялось, в виду добровольного участия людей в его операциях по сбору средств и недоказанности фактов вымогательства. Как местная достопримечательность человек продолжает своеобразный путь по жизни, в ламских одеяниях и с проповедями.
Как стало известно, в тувинской столице лже-лама продолжает ту же практику: проверяет питейные и торговые точки, читает наставления и рассказывает о строительстве буддийского храма под г. Красноярском.
В прошлом году он принял участие в съемках шоу “Битва экстрасенов” и выбыл за отсутствием требуемых данных, не пройдя испытания. Во время огненной церемонии на фестивале “Устуу-Хурээ” он вызывал смущение и вопросы именно тем, что вместе с шаманами обходил костер, и даже был слегка увлечен их камланием, так, что по призыву шамана подпрыгивать – совершал такие же действия, изумляя своим поведением людей, имеющих представление о буддизме и его канонах.
Как сложится дальнейший вояж по Туве Баира Матанова – сложно предсказать. Формальных поводов предъявлять к любому человеку претензии по его идентичности, какого бы аспекта его личности они не касались – у правоохранителей нет. А тувинские продавцы, по свидетельствам очевидцев, наотрез отказываются предоставлять лже-ламе документы, так как традиции обходить в ламской одежде магазины и питейные заведения у тувинского монашества нет и такое поведение закономерно вызывает у окружающих недоумение и неприятие.
В любом случае, группе гастролеров-мошенников “из-за Саян”, периодически обходящих квартиры горожан с предложением подарков по поводу открытия ярмарки или магазина, придется потесниться. Появился неожиданный конкурент со свежими решениями.
Фестиваль “Устуу-Хурээ” 2015, у “Костра дружбы”
Справа – тувинский шаман Николай Ооржак
Фото: Саяна Монгуш