Вместо Головы Ленина в Улан-Удэ нужен памятник Брудастому
Туяна Николаева - человек для Улан-Удэ довольно уникальный, учитывая редкость для этих мест профессии. Ввиду критичности взгляда на мир может иногда точно сказать о ложном и правдивом, не только о театре.
<p> Действительно ли так трудно быть театральным критиком(искусствоведом) в Улан-Удэ? Нелегко. Это такая профессия - для тяжеловесов, потому что слишком много грузов надо выдерживать. Во-первых, груз ответственности. Это очень сильное давление как бы изнутри, потому что есть целая система внутренних табу, моральных, профессиональных. Не менее сильное давление извне, потому что очень много желающих так или иначе контролировать критика - использовать в своих целях, управлять тональностью и направленностью критики, ну, вы понимаете. Но самая большая проблема, это сохранить профессиональный тонус в условиях профессионального вакуума, в среде, где практически нет ТЕАТРА, в среде, где критику вообще не считают полноправным элементом процесса, а критик воспринимается, даже казалось бы умными, продвинутыми людьми, как некое светское трепло. Вы можете меня спросить, как это нет театра, когда два театра из четырех академические, а один из не академических весь в «Золотых Масках»? И я вынуждена буду вам ответить, вопросом на вопрос – а много ли вы видели в наших театрах произведений искусства? Вот чтобы всё, что вы видите на сцене: декорация, костюмы, свет, реквизит; режиссерский замысел, то, как и во что режиссер этот свой замысел воплотил; уровень актерского мастерства, мера таланта, – всё это имело качество именно художественное. Чтобы каждый миг спектакля был пронизан не только каким-то там идейным, но эстетическим смыслом. Чтобы было со вкусом! И вы, не я, сами ответите, что такого у нас раз-два, и нету. Поэтому, мне, зачастую, просто нечего разбирать и обсуждать… что касается статуса академический – на мой взгляд, это анахронизм, ну, какой театр оперы и балета академический? А драматическому театру так вообще вредно быть академическим. Что касается «Золотых Масок» «Ульгэра»… К сожалению, «Маска» констатирует хороший творческий тонус театра, обязывает к нему, но… не гарантирует его. Насколько Улан-Удэ оправдывает звание "культурной столицы"? По-моему, никто такой статус Улан-Удэ не присваивал... Самопровозглашенный какой-то статус. В любом случае, оправдывает его наш город только количественно - количеством театров и других учреждений культуры и искусств. Но это еще ладно. Но если мы начнем говорить о культурном уровне населения Улан-Удэ, то здесь вообще неуместны какие-либо претензии не только на культурность, но и на столичность! Насколько в Улан-Удэ, где переплетен восток – запад, оправдано, по- вашему, сохраняется баланс? И нужен ли он? Баланс знаете за счет чего сохраняется? За счет того, что у нас и восток, и запад, они такие, знаете, не совсем восток, и не совсем запад. А поскольку восток и запад, это не просто разные мировоззрения, ментальности, модели миропорядка, это еще и понимание времени разные, то мы получается болтаемся в этом межумочном пространстве, в безвременье... Поэтому у нас все так неполноценно, неглубоко, не до конца, понарошку, поверхностно. В искусстве, в культуре, поэтому, и запад, и восток, декоративны, сувенирны. Вот у нас два театра национальных - бурятский и русский, но они же не выражают суть Духа своих народов, своих культур, правда? Но при этом с завидным упорством ищут пути развития. Но о главном со своими зрителями говорить бурятский театр только-только собирается начинать, а русский, наверное, нет, не собирается... А театр же тогда поднимается, когда начинает ставить перед зрителем, то бишь народом, проблему самоидентификации! Когда начинается честный, и порой, душевыворачивающий разговор о том, кто мы такие есть.Что и произошло с театром России в 60-х годах 20-го века, а сейчас происходит с театром Польши. И, кстати, я специально пошла на пресс-конференцию Кшиштофа Занусси, чтобы задать ему вопрос о польском театральном чуде, почему Польша сегодня встала во главе европейского театра, и Занусси заговорил именно об этом - о связи между вопросами самоидентификации - социальной, исторической, духовной, и театрального искусства. Что вы можете назвать наиболее достойным культурным событием в Бурятии за последние годы?. Самые достойные творческие события последних лет - это театральные лаборатории под руководством Олега Лоевского, которые прошли летом 2012 года в ГРДТ, и осенью 2013 в бурятском театре драмы. Но творческих последствий от лаборатории больше все-таки у бурятского, а не у русского. Потому, что для бурятского театра лаборатория - это уровень тем, идей, форм, до которого мы стремимся всю нашу творческую работу подтянуть. И тут, что важно - мы всем театром эту планку жаждали. У нас нет сопротивления этому уровню ни среди актеров, ни среди администрации. У нас она послужила объединению театра. Какой еще памятник вы бы поставили в Улан-Удэ (Бурятии), будь у вас такая возможность? Я бы поставила памятник Дементию Варламовичу Брудастому,восьмому градоначальнику города Глупова. Этот персонаж сатирической повести Салтыкова-Щедрина "История одного города" был необыкновенный человек, потому, что вместо мозга у него в голове был прибор, органчик, как называет его автор, благодаря которому градоначальник изрекал только две сентенции - "Не потерплю!" и "Разорю!". Мне кажется, что это гениальное произведение, созданное с умиленной нежностью и почтением к глуповцам и их градоначальникам, списано с нашего города, словно автор здесь в ссылке пребывал, и творил, что называется, с натуры. Поэтому памятнику Брудастому у нас самое место. Я бы его вместо головы Ленина поставила. </p>
Фото: Из архива Т. Николаевой
В сюжете: театрбурятский театр драмыискусство