Чингиз-лама Сультимов: Агинская Буддийская Академия идет в ногу со временем
Агинская Буддийская академия – одно из двух духовных профессиональных учреждений России, располагающееся в Агинском Бурятском округе Забайкальского края, в селе Амитхаша, на территории храмового комплекса Агинского дацана «Дэчен Лхундублинг».
Как и в Буддийском Университете «Даши Чойнхорлин» им.Дамба Даржа Заяева, здесь преподаются азы тибетской медицины, философии и живописи.
В августе 2013 г. Академия отметила свой двадцатилетний юбилей. Об истории создания и становления академии, о подвижниках восстановления и развития буддизма в округе и о том, что ждет академию в будущем, рассказывает ректор Агинской Буддийской академии Чингиз-лама Сультимов.
– Чингиз-лама, расскажите, пожалуйста, как зарождалась академия, с чего все началось, кто стоял у истоков?
– История зарождения духовного профессионального образовательного учреждения уходит корнями в далекое прошлое. В Агинском дацане «Чойде Ченбо Дэчен Лхундублинг» всегда были ведущие ученые ламы – философы, эмчи-ламы, художники, практикующие буддийскую концепцию сострадания и милосердия ко всем живым существам. Именно это помогло дацану заслужить непререкаемый авторитет в буддийском мире России.
После нескольких лет репрессий, гонений на дацаны и храмы, когда уничтожению подверглось все буддийское духовенство России, наступило относительно спокойное время. К сожалению, во времена лихолетья лучшие представители духовенства были расстреляны или сосланы в лагеря. Но те, кто смог выжить, конечно же, вернулись в дацан. Они восстановили храм, помогли обрести ему прежний облик и статус. Однако ламы не имели права принимать и учить хувараков.
В 1980-е годы дацану было разрешено брать хувараков, но обучение они проходили в другой стране – в Монголии. Это также накладывало определенные неудобства – в монгольской школе, как, впрочем, и в любой другой, свои традиции обучения, свои особенности.
В 1993 году по инициативе Бабу-ламы (Владимира Лхамаевича Чимитдоржиева) было решено открыть Школу тибетской медицины. Уже в сентябре были приняты первые ученики, тогда их было пятьдесят шесть человек. Обучение шло по двум направлениям – тибетская медицина и буддийская философия. Преподавателями были Дашицыренай Жамбал (Внутренняя Монголия, Китай) и геше Дхонам (Гоман, Южная Индия).
Через год Школа была признана филиалом Института тибетской медицины и астрологии (ФИТМА) г.Дхарамсала (Индия).
В 1998 году был получен статус Агинского Бурятского буддийского института, а в 2003 году – Агинской Буддийской Академии.
Конечно же, говоря об Академии, нельзя не упомянуть Владимира Лхамаевича Чимитдоржиева. Благодаря его стараниям наше духовное учреждение имеет сегодняшний статус. Он лично занимался оформлением необходимых учредительных документов, координацией работ по восстановлению здания, обеспечением материально-технической базы и многим другим. Имя Бабу-ламы неразрывно связано с Агинской Буддийской академией.
– Академия – все же духовное образовательное учреждение. Ваши студенты идут сюда учиться по собственному желанию или все-таки по настоянию родителей?
– Если человек пришел к нам сразу после школы, то вероятность того, что он пришел по настоянию родителей, больше. Но, у нас много студентов, которые получают здесь второе высшее образование, а также пришедших к нам после службы в Вооруженных Силах страны. И эти люди идут к нам по собственному желанию.
– Что больше движет ими – желание получить профессиональное образованием или духовное?
– Конечно, в большей степени за духовным образованием. Профессиональные навыки – второстепенны. А в комплексе, за счет изучения тибетской медицины, культуры, философии можно расширить свои познания, в большей степени приобщиться к буддийскому видению мира, научиться состраданию, милосердию, обрести свободу души и мыслей.
– В Академии учатся не только студенты бурятской национальности, есть и русские ребята. Есть ли какое-то отличие в подходах к их обучению, возникают ли какие-либо сложности?
– Отличие – в ментальности людей. В бурятских семьях дети с малых лет воспитываются в религиозной среде, с молоком матери им прививается послушание и уважение к старшему поколению. Ведь у нас даже к старшим сестрам и братьям принято обращаться на уважительное «Вы», не говоря уже о родителях, бабушках и дедушках. В русских же семьях все наоборот – ребенок с легкостью говорит и родителям и более старшим членам семьи «ты».
Иногда возникают ситуации, когда студент-бурят понимает и безоговорочно принимает те мысли, которые хочет донести учитель, а студент-русский, не совсем понимая, о чем идет речь, начинает спорить и доказывать свою правоту. В основном такие ситуации происходят на уроках буддийской философии. И это не говорит о том, что русские какие-то неправильные, просто большую роль играет мировоззрение людей, то, в какой семье воспитывался студент, его восприятие мира, отношение к жизни, к вечным ценностям.
– Сколько студентов обучается сегодня в Академии?
– В этом году набрали сорок студентов. Мы не гонимся за количеством. Главное, чтобы студенты получали все знания, которые им необходимы и которые мы можем им дать. Специально для этого с нового учебного года мы планируем ввести дополнительную дисциплину – «Бурятский язык». Это связано с тем, что на сегодня в Академии обучается много студентов из других регионов. Естественно, они не знают бурятского языка, да и местные ребята зачастую используют его только на бытовом уровне, в разговорной речи, и поэтому испытывают трудности в изучении философских и других предметов.
Специфика же буддийского образования требует не только знания тибетского языка и старомонгольской письменности, но и особого склада ума, который можно получить посредством языка-носителя, то есть бурятского языка, на котором изначально ученые ламы доносили до населения основы буддийского учения. Язык помогает понимать и воспринимать культуру, менталитет народа, тонкости и нюансы сложных философских аспектов буддизма.
– По каким дисциплинам ведется обучение в Академии?
– Создание Школы тибетской медицины, которая впоследствии была переименована в Агинскую Буддийскую академию, преследовало цели восстановления и продолжения образовательных традиций Агинского дацана. Во время создания школы (90-е годы 20 века) не было готовых стандартов для решения образовательных, воспитательных и хозяйственных вопросов. Основной инициатор и организатор открытия школы Бабу-лама оставил нам в наследие уникальное образовательное учреждение, сочетающее в себе традиции буддийского и светского образования.
Это уникальный случай, когда высшее учебное заведение работало по конфессиональному образовательному стандарту и имело государственную лицензию. Согласно этой лицензии Духовное профессиональное образовательное учреждение «Агинская Буддийская Академия» имеет право на ведение образовательной деятельности по программам подготовки служителей, а также религиозного персонала буддийского вероисповедания.
По завершении обучения выпускникам присуждается степень «бакалавр буддийских наук» и присваиваются квалификации: философа-богослова, способного размышлять, дискутировать и преподносить Учение Будды в доступной форме, совершенствоваться в Практике; инструктора-исследователя тибетской медицины, умеющего точно ставить диагноз и эффективно лечить его; мастера буддийской живописи «танка», обладающего умением передать все разнообразие и глубину буддийской иконографии.
– Какое направление остается приоритетным?
– Приоритетным направлением деятельности была и остается подготовка инструкторов-исследователей тибетской медицины. Для этого совершенствуется система преподавания тибетской медицины. Наряду с традиционным освоением трактата «Чжуд-ши» в рамках спецкурса «Эмчи» преподаются основы фитотерапии, рефлексотерапии, бальнеотерапии и массажа. Помимо этого студенты Академии имеют возможность параллельно получать базовое медицинское образование в Агинском медицинском колледже – на вечернем отделении по специальности «Сестринское дело».
– У кого студенты постигают азы буддийского образования? Расскажите о преподавателях Академии.
– Сегодня в Академии работает высокопрофессиональный коллектив. Всего у нас девятнадцать преподавателей, двенадцать из которых имеют ученые степени. Тибетскую медицину преподают Дашицыренэй Жамбал (Внутренняя Монголия, Китай) и Цыденов Намжил лама (выпускник АБА), буддийскую философию – Мункуев Батор лама (выпускник Гоман дацана, Южная Индия). С июня 1993 года работает преподаватель тибетского языка рабжамба Дхондуп Калсанг. Учитель английского и латинского языков Баирма Цыреновна Дашиева. Многие жители округа обращаются с различными вопросами к нашему преподавателю тибетской медицины, эмчи-ламе марамбе Кунчок Дхондуп.
– Сколько выпускников вышли из стен Академии за двадцать лет ее существования?
– Всего Академию закончили 189 человек. Многие из них сегодня работают в дацанах Забайкальского края и Бурятии. Среди наших выпускников ширетуи (настоятели) Узонского, Зугалайского, Цугольского, Читинского, Угданского дацанов Забайкальского края, Дэрэстуйского и Гэгэтуйского дацанов Бурятии, Иркутского дацана, председатель буддийской общины в Новосибирске. Выпускники факультета буддийской медицины работают на Алтае, в Хакасии, Туве, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Тикси (Якутия) и в других городах страны.
Ширетуй Агинского дацана Бадма лама и Дид Хамбо лама по Забайкальскому краю Цырен-лама, а также депутат ГД РФ, народный артист СССР профессор Иосиф Давыдович Кобзон являются почетными докторами буддийской философии нашей академии.
– В Буддийской традиционной Сангхе России два высших учебных заведения, поддерживаете ли вы связи друг с другом?
– Безусловно, между Агинской Буддийской Академией и Буддийским Университетом «Даши Чойнхорлин» им.Дамба Даржа Заяева ведется постоянное взаимодействие. Мы вместе разрабатываем государственный стандарт по дисциплине «теология». Постоянно делимся опытом. Наши преподаватели ездят к ним и наоборот.
– Какие новшества ожидают Академию в ближайшее время?
– Здание, в котором располагается Академия, было построено в конце 19 века. Оно почти не реконструировалось и сохранило свои первоначальные черты. Но все же время дает о себе знать, и сейчас мы проводим здесь ремонт. Помимо этого, в юбилейный для Академии год начато строительство лаборатории буддийской медицины с цехом по выпуску лекарственных средств и хранилищем для готовой продукции. Открыты массажные кабинеты и т.д. Академия развивается в соответствии с требованием времени, мы не стоим на месте и постоянно следим за развитием различных тенденций, будь это преподавание, или наука, или фармацевтика. Можно сказать, что Агинская Буддийская Академия идет в ногу со временем.