Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
4 июня 2015 16347

Ховаган Тобет Кам: «На казахских шаманов наложила отпечаток исламизация»

Автор: Ильяс Мукашов

Новый автор АРД Ильяс Мукашов побеседовал с шаманом из Казахстана, называющим себя Ховаган Тобет Кам. В прошлом «белый воротничок», герой этого интервью рассказывает о приобретенном им опыте на пути познания веры предков. А также – о возрождении традиции тенгрианства в Казахстане, терминологии шаманства и неисповедимых путях наития – в концепции диалога «Восток-Запад».

Реклама

Так сложилось, что в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране диалогу "Запад-Восток/Восток-Запад" внимания уделяется недостаточно. И, несмотря на столь ныне широкое внимание СМИ и общественности к вопросам этого самого диалога, что в последнее время не может не радовать, остаётся ещё множество пробелов как этнического, так и культурного характера. Будем выправлять ситуацию созидательно, как в силу объективных причин вышеозвученного моста, так и по сугубо личным соображениям.

Есть смысл выходить напрямую на носителей культуры и восполнять пробелы, говоря метафорически, росчерком древней письменности. В западной ветви сакрального искусства происходят некоторые процессы кристаллизации с последующим "вышибанием пробок". Мы же с вами познакомимся с другой стороной медали – восточно-азиатской традицией в том виде, в котором она сохранилась и передаётся поныне – в тувинской традиции шаманизма. Ховаган Тобет Кам – из Казахстана, но ему пришлось обратиться именно к ней. Почему так произошло – он рассказывает в нашей беседе и об этом.

- Ховаган, в западной сакральной традиции в различных орденах и течениях принято деление на степени и градусы, присваиваются весьма поэтические звания и титулы магического характера. Как с этим обстоит дело в традиции шаманизма? И, Ховаган, как Вас величать будем? Расскажите о себе, о тех эпитетах и условных делениях, применяемых в шаманизме.

- Здравствуйте. Имя мне Ховаган Тобет Кам. Ховаган – это на тывинском языке – «бабочка», Тобет в казахском языке – «пёс пастух», кам – это то, что люди называют шаманом.

В наши дни западная культура и некоторые ценности очень плотно входят в жизнь многих народов и культур, в том числе то, о чем вы сказали, т.е. титулы и степени. Начну с того, что я озвучиваю лишь свое понимание ответов на Ваши вопросы. Ведь, как говорили мне мои учителя, сумевший правильно задать вопрос – знает большую часть ответа на него.

Начать хочу с термина употребленного Вами – «шаманизм» или «традиция шаманизма»… Я, так же как и Вы, использую этот термин, но постольку поскольку, ибо доносить свою мысль до людей при помощи привычных им слов и терминов намного проще. Вот, например, в исламе отсутствует термин «имамизм», в православии и христианстве нет «попизма» и «архиепизма», и даже у монахов какого бы то ни было направления и течения нет термина «монахизма», а «шаманизм», как ни странно, термин довольно распространенный и укоренившийся в умах.

Касательно титулов и званий сразу хочу сказать, что нет таких титулов и санов, но есть иное. Например, Николай Ооржак именуется как Великий шаман от Черных Небес, и это не столько титул, сколько показатель источника силы самого шамана, т.е. черные или темные небеса – «Кара Дээр». Стереотипно, люди услышав слово «черный», начинают говорить о низких вибрациях и злых духах. Но смысл в том, что и тьма, и свет – частица нас и всего сущего. Нет одного без другого. Равно как и не бывает злых духов или добрых, и темные Небеса – это олицетворение космоса и вселенной.

В плане делений могу сказать то, что есть шаманы, которые недавно встали на свой путь и могут созерцать, наблюдать и задавать вопросы без права на камлание.

Есть шаманы, камлающие при помощи хомуса или даяка без права камлать с дунгуром/бубном, а есть шаманы, которые имеют не один дунгур, но опять же это не сан и не титул, и не показатель ничего, кроме того, что знающий человек определит силу и возможности шамана.

Это как в советское время – был значок октябренка, после пионерский галстук, потом комсомольский билет и как апогей всего этого – партийный билет, т.е. все эти символы не говорили о титулах и санах. Но к моему великому сожалению, в настоящее время в Тыве и в Хакасии идет незримое противостояние…

Появились такие термины как Верховный шаман, президент, шаманское общество. Все эти термины чужды нашим народам, ибо никогда не было союзов шаманов и никогда не было верховных или главнокомандующих, вот именно в этом выражается воздействие западного менталитета и деления по вертикали.

И грустно от того, что втягиваются люди в этот круговорот и борются за звание верховного, главного и, заполучив некий титул, испытывают некое удовлетворение и приобретают некую значимость в глазах соплеменников.

Считаю, что нет ничего полезного в таких титулах и званиях. Например, ситуация с титулом уважаемого мной Монгуша Бораховича – «пожизненный президент Тывинских шаманов». Этот титул очень ревниво оспаривают шаманы, противостоящие шаманскому обществу «Дунгур» и состоящие в членстве шаманского общества «Адыг Ээрен - Дух Медведя». Но ведь с титулом или без, он не перестает быть выдающимся этнографом, ученым, писателем и просто прекрасным и мудрым человеком. И тот момент, что титул этот он не присваивал сам себе, а из уважения его так назвали, это как «почетный житель города». Но ненужной суеты и грязи вокруг этой ситуации очень много. И смысла в этом я не вижу.

Есть еще такие термины как потомственный шаман и не потомственный, но это отдельная тема, и ни в коем случае это не титул.

- У нас с Вами сегодня диалог в системе "Запад-Восток/Восток-Запад". Вы, как непростой и весьма близкий к традиции человек, с чего начинали свой путь внутрь естества? Что послужило отправной точкой? Другими словами, шаманами рождаются или шаманами становятся? Какие были трудности?

- Дух смотрит в каждого из нас… Дух смотрит, и если вдруг человек вызывает любопытство или интерес, то дух присматривается. Если... повторюсь, ЕСЛИ этот интерес со стороны духа увеличится, дух начинает подбираться ближе, принося с собой испытания как в песне "Я тебя ненавижу, но ко мне ты все ближе".

Если ты будешь и после этого интересен духу, он заглянет в самое твое нутро и душу и начнет проверять тебя, насколько ты готов к его прикосновению, к прикосновению параллельной и другой реальности.

Дрогнешь, испугаешься, сломаешься, отступишь – Дух теряет всякий интерес к таким людям. Но если ты, как и любой человек в принципе, осилишь такое прикосновение, то Дух обязательно проявится в тебе. Проявится через тебя, и вот тогда ты станешь другим, иным, босым и чистым.

Босым и чистым – проводником, и тогда Дух сможет с твоей помощью воплощаться в мире людей и будет петь тебе песни, показывать миры и рассказывать сказки шепча в уши :) Это я к тому, как вы считаете, отталкиваясь от вышесказанного: рождаются шаманами или становятся? Можно сказать, что рождаются, а можно сказать, что становятся – и то, и другое верно.

Путь мой был определен еще до моего рождения, как и любого из нас, и от себя хочу добавить, что легкого или веселого на этом пути практически не бывает. Трудности от социумно–бытовых – до духовно-эмоциональных переживаний. Период становления не легок.

- Расскажите, пожалуйста, о Мастерах Тывы в целом и Ваших Учителях в частности. Это очень интересно, поскольку такого рода вопросами часто задаются люди, ищущие знания.

- Смотря что Вы хотите узнать о мастерах – вернее, каких. Мастера прикладных искусств, пения хоомей или хам (шаманах)? В части пения хоомей, могу с уверенностью сказать, что Тыва является колыбелью хоомей, и в Тыве хоомей – явление почти повсеместное. На собственном примере могу сказать, что большинство людей, встречавшихся на моем пути, в моем путешествии по Тыве пели хоомей на том или ином уровне.

Особенно мне запомнился случай… В течение нескольких дней подряд мне приходилось ездить в столицу Тывы, город Кызыл, в один из центральных рынков и на протяжении всех этих дней с утра до вечера там сидел… Назовем его «бродячий артист», и исполнял один из стилей пения кыргыраа – в особом, собственном исполнении, ударяя при исполнении себя по щеке и посредством этого получая определенные обертональные эффекты. Я даже заснял это на видео.

На кинопробах фильма о жизни кочевников студии Казахфильм. В костюмах джунгарских воинов.

Прохожие шли мимо привычного для них дела, без должного внимания, как у нас в Алматы проходят мимо уличных музыкантов на Арбате, но его феноменальное исполнение мне очень понравилось, очень. Давать такую нагрузку на горло и голосовые связки в течение дня и достаточно долгого времени – это целый подвиг. Немного поговорив с ним, я выяснил, что это для человека является единственным источником дохода, в то же время его смысл. «Хоомей – это мой жизнь, хоомей – это мой все», так выразился этот человек.

И я понял, что хоомей мог зародиться и развиться, а также быть настолько сохраненным только у людей именно с таким отношением к хоомей. Мастеров же, народных хоомейжи Республики Тывы не так много, и каждый из них уникален по-своему. Могу только выделить – Алдар Константинович Тамдын, который будучи музыкантом и солистом группы «Чиргилчин», организовал собственноручное изготовление тывинских национальных музыкальных инструментов, таких как бызанчы, игил, тошпулур, дунгур, и другие.

Игорь Михайлович Кошкендей, так же солист группы «Чиргилчин», народный артист и хоомейжи РТ, именно он дал мне первые уроки и дает до сих пор в освоении искусства хоомей. Гостеприимность тывинского народа, открытость и привычка постоянно улыбаться – вот впечатления от тывинской земли.

Также могу похвастаться личным знакомством с участником группы «Хуун Хуур Ту» – Радиком Тюлюшем. Великолепный мастер хоомей, великолепный музыкант, прекрасной души человек, с которыми небеса свели меня… Я сам также считаю Радика своим наставником и, побывав в Тыве, пообщавшись с этими людьми, я нашел для себя ту истину, что хоомей очень трудно учить, но очень легко обучаться.

Хоомей – это звуки природы, и порой очень сложно объяснить, какие мышцы горла напрячь, а какие расслабить, в какое положение перевести голосовые пазухи и прочее. Как и в шаманском деле, суть хоомей надо в себя впустить и почувствовать, как в гармонии можно почувствовать и постичь суть стихий, природы или духа.

Для овладения хоомей надо уметь слушать и слышать… Первое время ученик только слушает и повторяет, спустя какое-то время ученик уже слышит и повторяет, ну а после он уже владеет. Но в хоомей предела нет, его можно постигать всю жизнь. А в целом мастеров в Тыве очень много… Мастера хоомей, мастера по изготовлению музыкальных инструментов, мастера по пошиву национальной одежды, национальной обуви и многого другого.

- Вы живёте в Казахстане, а ездили обучаться к Мастерам Тывы. С чем это связано? Это предначертание, Ваше непоколебимое желание, или есть недостаток в Мастерах в самом Казахстане? Как сейчас складываются отношения с шаманизмом на родине, какой отклик он находит?

- Да, в настоящее время я проживаю в Казахстане, в городе Алматы. Обучаться, жить я начал еще в утробе. Но это уже философия. Я до сих пор не могу сформулировать точный ответ на этот вопрос… Это путь, это некий зов, который ощущаешь в себе, просто ощущаешь и не можешь объяснить. Тюркский народ достаточно широк, но меня всегда тянула Тыва, не соседняя с ней Саха, Монголия или Хакасия, а именно Тыва.

Мой первый учитель и наставник – казах. Амир Салькенович Субханбердин, с духовным именем Ригдзин Вангчук – шаман, колдун, целитель душ и тел, последователь учения Бон, который достаточно долгое время провел в Тибете.

В какой-то момент моего становления Небеса послали мне моего второго наставника – Надежду Сат Мижит-Доржуевну (кстати, племянница Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана и в какое-то время директор Шаманского общества «Дунгур» в г. Кызыл). Наше с ней знакомство произошло при очень удивительных событиях.

Будучи в Алматы, она в какой-то момент осталась без дунгура/бубна, и так как я являюсь изготовителем музыкальных инструментов и атрибутики, и в том числе и шаманских бубнов, она обратилась ко мне с целью приобретения бубна.

Когда она пришла за инструментом ко мне домой, произошло следующее. Начала коротить вся электропроводка в доме, и моргать, мигать лампочки. Это было поистине удивительно.

Позже я узнал, что Надежду давно «не любит» электричество, и проводки постоянно перегорают.

Вот с тех пор она и стала моим основным наставником и учителем во всем. Ощущение было, как сирота обрел маму, вот. Она же делала мое посвящение, проводила ритуал и передала мне «кузунгу», шаманское зеркало, без которого шаман не может камлать… Как говорит Монгуш Борахович, шаман может камлать без хомуса, без дунгура и без даяка, но не может камлать без кузунгу. Получение кузунгу и было отправной точкой, до этого момента происходили лишь события во многом мне непонятные самому, после прихода кузунгу началось становление.

Будучи мастером по изготовлению шаманских бубнов, я был как тот сапожник без сапог, не имел своего бубна (это отдельная история). Когда мне позволили камлать с бубном, Абеке, как я его ласково называю, Амир Субханбердин, сделал мне подарок с сюрпризом.

В один день он купил у меня одну из моих работ, один из бубнов и в торжественной обстановке подарил мне и направил в путь моего роста, дав все благословения и благопожелания, чему я неизмеримо благодарен. Благодаря Абеке я познакомился со многими шаманами, музыкантами, учеными и просто прекрасными людьми Тывы, Хакасии, Саха, Монголии и Алтая. И даже во время проведения фестиваля "Зов 13 шаманов" Абеке был самым почетным и уважаемым шаманом из числа приглашенных, и рядом с наставником меня переполняла гордость, в хорошем смысле этого слова.

В один из визитов в Алматы Абеке познакомил меня с Николаем Ооржаком, который стал также моим наставником и проводником. Много говорить о Николае башкы не буду – он и так достаточно известен, скажу только, что это человек-глыба, человек-скала! Он стал для меня показателем что ли – тем, к чему я постоянно стремлюсь. До сих пор помню, как мы сидели на вершине горы и провожали за горизонт солнце перед проведением ритуала, и говорил в основном он, я больше слушал, изредка уточняя.

Он познакомил меня с собственно разработанным учением «Ун Хун», что в переводе означает «Звук Солнца». Принцип его системы связан как раз таки с пением хоомей, которое при правильном подходе и практике способно гармонизировать и систематизировать как внутренние потоки энергии человека, так и окружающую действительность. И в виду того, что Николай постоянно в разъездах и путешествиях, последнее время все чаще общаемся и интернете, по принципу – слушай, наблюдай, повторяй.

Николай Мунзукович очень многое мне дает по сей день, и даже будучи в тысячах километрах от меня. Хурай! Хурай! Хурай! Так же хочу выразить признательность и благодарность таким людям, как Эльвиль Олард Диксон, моей сестре Шончалай Ховенмей, Лазо Монгушу, Дугар-Сюрюн Очур-ооловичу Ооржаку и многим другим, так как каждый из них – мой учитель, ведь каждый человек, встретившийся нам, является нашим учителем.

Касаемо последней части Вашего вопроса, скажу лишь одно: людей, которые именуют себя шаманами – очень много и в Казахстане. Но на большинство казахских «баксы», как у нас именуют шаманов, наложила отпечаток исламизация нашего государства. Шаманизм традиции Тенгри был утрачен. И вокруг всей этой эзотерики в наши дни очень много суеты, моды и непонимания.

Шаман – не экстрасенс, не телепат, не маг или колдун. Шаман – такой же человек, как и все остальные, он просто способен слышать и говорить с духами, это не сан и не титул.

Так вот, руководствуясь своим зовом, наитием и ощущениями, я понял, что Тыва, а не Казахстан, в период моего становления даст мне многое. Так происходит и по сей день. И радостно то, что медленно, но очень верно наблюдаю в наши дни – процессы возрождения и возвращения к собственным корням и истокам казахов. Развитие и популяризация традиции Тенгри, что в народе называют Тенгрианством, язык, культура, традиции, искусство и прочее.

- Ховаган, расскажите, пожалуйста, нашим читателям – а чем вообще занимается шаман? Какова его роль в жизни Вселенной, в сакральной практике, в обществе? Что лично Вы проводите – может, есть какая-то специализация?

- Хехехехе. Живет шаман… Так же как и все – живет, но живет так, чтоб другим было жить еще гармоничнее, спокойнее, другим – это всем… В прямом смысле – всем, то есть деревьям, животным, птицам, горам и водам, планете, вселенной, духам и в том числе маленьким людям человекам.

О роли в жизни Вселенной, сакральной практике и обществе можно говорить долго и нудно, однако следует учитывать, что современные шаманы очень сильно отличаются от шаманов древности. В современном обществе, шаман является таким же членом социума – ходить на работу, иметь семью, посещать кинотеатры, выпивать по праздникам и иметь собственные приземленные увлечения и хобби. Быть обыкновенным человеком, которому не чуждо ничто человеческое.

Во время кинопроб вместе с единомышленниками, возрождающими в Казахстане традиции предков и тенгрианства – The Heritage of Nomadic Civilization

Я упомянул это в связи с тем, что в большинстве (не всегда) случаев человека у нас в стране обманывает ожидание, т.е. стереотипное представление о шаманах с привязкой этого термина к таким словосочетаниям и понятиям как «сакральная практика» и «духовность».

У многих в умах представления как раз таки связанные с исламизацией в нашей стране, что шаман – это как монах или священнослужитель некий, который нелюдим, сидит в тайге, давно просветлен и все знает, не пьет, не курит и ему не свойственны ни юмор, ни гнев и прочая, прочая, прочая.

Ну, это так в целом. А о себе могу сказать, что по специализации, согласно диплому об образовании – я правовед, юрист, иными словами, белый воротничок или офисный планктон.

На шаманской стезе своим предназначением считаю, во-первых, гармонизацию, ритуалы благодарения духов, гор, рек, природы. Сезонные ритуалы, ритуалы, связанные с гармонией в себе и, во-вторых, это прием людей, кому нужна моя помощь. Исцеление, очищение, избавление, либо наоборот привлечение, начиная от энергий и потоков, заканчивая серьезными заболеваниями внутренних органов и центральной нервной системы.

В завершение хочу сказать, что я не лечу – это работа духов или с духами, и после работы духи и сам человек, и его организм исцеляют себя сами, и порой ритуалы бывают достаточно странными. К примеру, как я люблю говорить: в чем различие Хама, Кама, Баксы, Шамана от – например, травника? Травник – это человек знаний. Имея знания о тех или иных свойствах растений, методах их сбора и сушки, травник делает сборы, настойки и мази, которые могут принести как пользу, так и вред.

Шаман же – человек наития… И изначально может и не знать, что делать в той или иной ситуации с тем или иным человеком, но когда ему прошепчут на ухо – результат может быть невероятным.

Например: в полную луну раздеться человеку догола, пойти на север, там встретить корову, взять лепешку кизяка, обмазать свою голову. Закопать под первым булыжным камнем девять монет и по возвращении назад попросить прощения у первого встреченного человека. Вот Вы, например, поверите в такой экстравагантный рецепт избавления от неудач в жизни? Вот как-то так…

- На Вашем аккаунте в Facebook'е мне приходилось видеть образцы Вашего прикладного творчества. Сделайте нам скромный подарок – расскажите об этом: что именно Вы мастерите, как протекает художественный процесс, какой силой обладают изготовленные произведения – то есть, Вы их освящаете?

- Ни в коем случае. Кто я такой, чтобы освящать? Я же не святой, и в руках моих святости нет тоже. А история такова. Много лет назад я и сам не мог предположить, что офисный планктон, серый человек, как я говорил о себе – юрист и сотрудник банка – будет изготавливать шаманские атрибуты и бубны. Но путь привел к этому.

Этот бубен, изготовленный Ховаганом, всё ещё ждет своего хозяина...

Началось все со звука барабанов, однажды услышанных мною на том самом алматинском Арбате. Это было нечто – звуки барабанов меня очень тронули, на подсознательном уровне, усилили зов и заставили трепетать. Вот тогда, вежливо попросив разрешения прикоснуться и поиграть, я первый раз в жизни взял африканский барабан под названием Джембе. И… начал играть, ребята отказывались мне верить, что инструмент я держу в первый раз. Видимо какие-то задатки игры были, вот они и подумали, что я скромничаю.

Вот с того самого момента я захотел сделать себе инструмент, своими руками, так как считал, что собственноручно изготовленный инструмент – особенный. И завертелось, в общем. Учителей нет, эксперименты по выделке шкур, работа с деревом, устройство, происхождение, история, свойства: такие как пористость и волокнистость материалов – меня интересовало все. Так я стал изготавливать барабаны. Потом стал изготавливать бубны, с бубнами немного иначе…

Первый свой бубен и систему крепления шкуры я увидел в мире снов. В настоящее время, для меня лично, бубен есть не просто деревяшка с натянутой на нее шкурой – но конь или лодка шамана.

Все творится с соблюдением ритуала, выбором материала под заказчика, персонально, ну, и эксклюзивность, ибо одинаковых даже внешне я не делаю, и нет массового производства с целью продаж.

И вот в настоящее время организована мастерская по изготовлению шаманских бубнов и атрибутов силы «Хан Тенгри», основным направлением которой является изготовление шаманских бубнов. Кроме прочего, я так же изготавливаю кытьгъемы – сибирские аналоги американских ловцов снов, курительные трубки, амулеты, обереги, флейты (сыбызгы, курай), шумелки с использованием рогов и копыт, ритуальные горны из рога горного тека, элементы декора, такие как картины, магниты на холодильник и прочее.

Так же много лет назад мной была организована и открыта первая алматинская и казахстанская школа по игре на этнических барабанах «Тенгри Нур».

В настоящее время осваиваю техники по работе с кожей и шитьем обуви, элементов национальной одежды и воинских доспехов. Ремесло для меня – это некая медитация и практика, в работе и действии ко мне приходит покой и ясность, и радость от того, что опять же, помогаю людям обрести свои атрибуты силы.

Иногда ремонтирую инструменты, различные барабанчики и бубны неизвестных авторов. Так вот, вернув людям жизнь в их инструмент, я вижу столько радости в их глазах, что это – тот самый смысл, зачем я этим занимаюсь. А если проще, то я не могу не заниматься этим, да и зачем, если мне это доставляет удовольствие?

Фото: Ховаган Тобет Кам

В сюжете: шаманизмшаманышаманы в КазахстанетенгрианствоТенгриТэнгэртенгрианцыТывакам

Похожие материалы

Сегодня 147

В Туве в тестовом режиме запустили чат-бот для сообщений о правонарушениях

Основной целью разработки является профилактика правонарушений на дорогах, в сфере розничной торговли алкогольной продукцией и обеспечение безопасности несовершеннолетних.

Сегодня 392

В Туве по нацпроекту «Туризм и гостеприимство» впервые будет построена база отдыха для людей с ОВЗ

В Госкомитете по туризму уточнили, что это будет инклюзивная база отдыха для развития параолимпийских видов спорта в республике.

3 июля 2283

В Кызыле пройдут Всероссийские соревнования по вольной борьбе «Центр Азии-2025»

Всероссийский турнир по вольной борьбе «Центр Азии» является одним из старейших и престижных соревнований в России.

2 июля 3880

День ветеранов боевых действий ввели в Туве

С этого года календарь памятных и праздничных дат Республики Тыва пополнился новым праздником. Его ежегодно будут отмечать 1 июля.

Первая полоса

8 апреля 26671

"Аэрофлот" распространит на Улан-Удэ тарифы с единой ценой

Сегодня 9

В Туве в тестовом режиме запустили чат-бот для сообщений о правонарушениях

Основной целью разработки является профилактика правонарушений на дорогах, в сфере розничной торговли алкогольной продукцией и обеспечение безопасности несовершеннолетних.

Сегодня 37

За первую половину 2025 года внешнеторговый оборот Монголии сократился на 8,7%

За отчетный период зарегистрировано положительное сальдо торгового баланса: экспорт превысил импорт на 1 млрд долларов.

Реклама
Сегодня 54

Национальная библиотека приглашает открыть тайны бурятской живописи, старомонгольского письма и японской живописи тушью

В рамках проекта «Лето в библиотеке» студия буряад-монгольской каллиграфии «Титэм-арт» проведет увлекательные и медитативные мастер-классы по освоению бурятской традиционной живописи, старомонгольского письма и японской живописи тушью.

Сегодня 51

У.Хурэлсух провел официальную встречу с императором Японии

В ходе встречи стороны отметили важность сохранения и разумного использования водных ресурсов, которые были охарактеризованы как “Ценное сокровище”, а также подчеркнули необходимость уважительного отношения к природе и охране окружающей среды.

Реклама

Популярное

  • 2 июля 3810

    День ветеранов боевых действий ввели в Туве

  • 2 июля 3427

    Кредитный рейтинг Монголии повышен

  • 2 июля 3405

    В Калмыкию для поклонения планируется привезти священную реликвию – мощи Будды Шакьямуни

  • 2 июля 3395

    Более 50 мероприятий войдут в программу III Международного буддийского форума в Калмыкии

  • 2 июля 3373

    Дмитрий Дылыков стал «Передовым работником культуры Монголии»

  • 3 июля 3153

    В Улан-Удэ прошел первый музыкально-литературный фестиваль «Культура Победы Бурятии»

  • 3 июля 3055

    Одобрен проект строительства новых кольцевых дорог в столице Монголии

  • 2 июля 3033

    Г.Занданшатар: Монголия придает большое значение созданию стабильной и надёжной внешней среды

Сегодня 72

394 выпускника школ Улан-Удэ получили медали

8 июля на мемориале Победы Улан-Удэ состоялась торжественная церемония вручения медалей выпускникам 2025 года «За особые успехи в учении».

Сегодня 77

В Бурятии для ветеранов СВО провели День наставника

Ветераны СВО – участники программы «Патриоты Бурятии»,аналога президентского проекта «Время героя», выберут себе наставника из числа руководителей органов государственной и муниципальной власти, предприятий и организаций.

Сегодня 179

В Монголии проходит Азиатско-Тихоокеанский форум по упрощению процедур авиаперевозок

Правительство Монголии в сотрудничестве с Международной организацией гражданской авиации впервые проводит Азиатско-Тихоокеанский форум по упрощению процедур воздушного транспорта.

Сегодня 44

В Национальном музее Бурятии открылась выставка корейского народного искусства «Минхва»

Проект стал частью масштабного культурного обмена между Бурятией и Южной Кореей.

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Сегодня 184

Бурятия участвует в форуме "Всё для Победы!"

В национальном центре «Россия» народный форум объединил более тысячи волонтеров, активистов и военкоров со всей страны.

Сегодня 55

В Бурятии «Единая Россия» выдвинет кандидатом на должность депутата Народного Хурала ветерана СВО

Кандидатуру Павла Фёдорова поддержали члены Президиума Регионального политического совета путём тайного голосования.

Самое важное

10 октября 2024 29612

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 29766

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 29530

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 30574

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок